Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 610370-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (далее - законопроект) разработан во исполнение пунктов 4 и 5 раздела I протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 6 июля 2011 г. N ВП-П16-34пр (далее - протокол) в рамках совершенствования разграничения расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в связи с переводом органов внутренних дел с 1 января 2012 года на единое финансирование из федерального бюджета.
Целью подготовки указанного законопроекта является обеспечение компенсации дополнительных расходов федерального бюджета, возникающих в связи с передачей с 1 января 2012 г. финансирования полиции общественной безопасности на федеральный уровень.
Законопроект разработан на основании согласованных и поддержанных предложений федеральных органов исполнительной власти по перераспределению расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся:
- передачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в части финансового обеспечения реализации активных мероприятий по содействию занятости населения, а также о реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учреждениями службы занятости населения субъектов Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения;
- отмены софинансирования из федерального бюджета обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;
- передачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью;
- отмены софинансирования из федерального бюджета полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю.
С учетом положений законодательства Российской Федерации о разграничении полномочий между уровнями публичной власти предлагается:
- в статье 1 законопроекта внести изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в части закрепления за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения;
- в статье 2 законопроекта внести изменения в части отмены софинансирования из федерального бюджета обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, предусмотренного в настоящее время частью третьей статьи 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий";
- в статье 3 законопроекта внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" с целью закрепления в качестве собственного полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью;
- в статье 4 законопроекта внести дополнения в пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", закрепив за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области содействия занятости населения и выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей, а также дополнить пункт 2 статьи 26.11 подпунктом "я.3" в части имущества, необходимого для реализации переданных полномочий в области содействия занятости населения;
- в статье 5 законопроекта предусмотреть нормы, направленные на недопущение снижения с 1 января 2012 года нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, а также недопущение ухудшения положения безработных граждан при переезде и безработных граждан и членов их семей при переселении в другую местность для трудоустройства, безработных граждан, направленных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность, безработных граждан и несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в период участия в общественных работах или временного трудоустройства после передачи полномочий в области содействия занятости населения на региональный уровень.
Статьей 6 законопроекта предусматривается признать утратившими силу нормы федеральных законов, касающиеся сферы занятости населения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Законопроектом предлагается вступление в силу Федерального закона, в случае его принятия, с 1 января 2012 года.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" закрепление в качестве собственных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации федеральных полномочий в области содействия занятости населения в части финансового обеспечения реализации активных мероприятий по содействию занятости населения, а также реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и государственными учреждениями службы занятости населения субъектов Российской Федерации указанных полномочий, повлечет возникновение дополнительных расходных обязательств субъектов Российской Федерации в сумме свыше 20 млрд. рублей.
При этом источниками финансирования возникающих дополнительных расходных обязательств субъектов Российской Федерации будут являться остающиеся в бюджетах субъектов Российской Федерации средства в связи с передачей с 1 января 2012 г. финансирования органов внутренних дел исключительно за счет средств федерального бюджета.
Законопроектом определяется отнесение к полномочию уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в сфере занятости населения установление федеральных государственных стандартов государственных услуг и государственных функций в этой сфере.
Принятие указанных федеральных государственных стандартов направлено на обеспечение единства предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения, недопущение снижения достигнутого уровня качества предоставления этих услуг и не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета. В объеме средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предусматриваемых к замещению в связи с передачей полномочий по финансированию органов внутренних дел, учтен объем средств на реализацию мер активной политики занятости в сумме свыше 7 млрд. рублей.
Предлагаемое законопроектом отнесение к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения полномочия по разработке прогноза баланса трудовых ресурсов субъекта Российской Федерации не потребует дополнительного выделения средств региональных бюджетов, так как будет осуществляться за счет средств, выделяемых на материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и государственных учреждений службы занятости населения. Законопроектом предусматривается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом осуществления указанного полномочия.
Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются правом организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также устанавливать порядок и условия направления указанной категории женщин на профессиональное обучение органами службы занятости. Таким образом, решение о реализации данного полномочия может быть принято субъектом Российской Федерации исходя из наличия собственных бюджетных средств.
В части оптимизации расходов федерального бюджета при внесении изменения в Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" об исключении положений о софинансировании из федерального бюджета расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации уменьшатся на 2,9 млрд. рублей за счет прекращения предоставления субсидии из федерального бюджета.
Закрепление в качестве собственных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации ряда предлагаемых в законопроекте новых полномочий в области опеки и попечительства повлечет возникновение дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 1,3 млрд. рублей в части выплат при передаче ребенка на воспитание в семью.
В проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" на цели компенсации потерь бюджетов субъектов Российской Федерации, возникающих при разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на 2012 год предусмотрены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 3,7 млрд. рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" потребуется внесение изменений в Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.