Заключение Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
на проект федерального закона N 12533-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о выборах", внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, С.В. Ивановым, К.И. Черкасовым
(к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Как видно из текста законопроекта и пояснительной записки, представленный законопроект предлагает признавать предвыборной агитацией распространение информации о профессиональной деятельности или исполнении служебных (должностных) обязанностей кандидата с использованием высказываний кандидата, комментариями представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации или третьих лиц, с целью ограничить на время проведения предвыборной кампании возможность трансляции выступлений государственных должностных лиц, являющихся зарегистрированными кандидатами.
В этих целях законопроект содержит положения, предусматривающие внесение соответствующих изменений в часть 2 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в часть 1 статьи 49 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" и в часть 1 статьи 55 Федерального закона от 18.05.2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
В связи с предлагаемыми законопроектом изменениями в указанные федеральные законы полагаем необходимым отметить следующее.
Конституция Российской Федерации (часть 4 статьи 29) устанавливает право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Часть 5 статьи 29 Конституция Российской Федерации определяет гарантии свободы средств массовой информации и запрет цензуры.
В развитие названных конституционных положений был принят ряд федеральных законов. Прежде всего, следует назвать Закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", статья 38 которого устанавливает право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
Предоставление государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе к информации о деятельности судов в Российской Федерации.
В связи с этим необходимо отметить, что Федеральный закон от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (статья 4) установил принципы обеспечения доступа к информации о деятельности названных органов:
1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;
3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.
Статья 6 Федерального закона от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ определяет в качестве способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления следующие:
обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет";
ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и др.
Среди названных в статье 6 Федерального закона от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления особенно следует выделить размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет". В соответствии с этой нормой Федерального закона от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ все государственные органы размещают на своих сайтах подробную информацию, перечень которой утверждается руководителем.
В качестве примера можно назвать Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2011 года N 1064 "Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет". В этом перечне, в том числе, содержатся сведения о руководителях Минюста России, его структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных ему организаций (фамилии, имена, отчества указанных лиц, при их согласии иные сведения о них). Информация о визитах и поездках руководителей, официальных делегаций Минюста России, об официальных мероприятиях (заседаниях, встречах, брифингах, семинарах, круглых столах и иных мероприятиях), проводимых Минюстом России, в частности анонсы предстоящих визитов, поездок, официальных мероприятий и информация об их итогах.
Перечисленные сведения, несомненно, относятся к информации о профессиональной деятельности должностных лиц министерства.
Кроме того, согласно действующей редакции подпункта "д" пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предвыборной агитацией признается распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей. Аналогичная норма содержится в пункте 5 части 1 статьи 49 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" и в пункте 5 части 1 статьи 55 Федерального закона от 18.05.2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Предлагаемые законопроектом изменения не соответствуют названным выше нормам федеральных законов.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи не поддерживает концепцию указанного законопроекта.
Председатель Комитета |
С.В. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.