Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 12533-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о выборах", внесенному депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, С.В. Ивановым, К.И. Черкасовым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный законопроект.
Законопроектом предлагается признавать предвыборной агитацией распространение информации о профессиональной деятельности или исполнении служебных (должностных) обязанностей кандидата с использованием высказываний кандидата, комментариями представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации или третьих лиц, с целью ограничить на время проведения предвыборной кампании возможность трансляции выступлений государственных должностных лиц, являющихся зарегистрированными кандидатами.
Реализуя указанную идею, авторы предлагают внести соответствующие изменения в часть 2 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", часть 1 статьи 49 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" и часть 1 статьи 55 Федерального закона от 18.05.2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Рассмотрев данный законопроект, Комитет выявил ряд существенных его недостатков.
В целях гарантирования проведения свободных выборов и референдумов Конституцией Российской Федерации по смыслу ее статей 3, 29, 32 и во взаимосвязи с федеральным законодательством устанавливаются порядок и условия их информационного обеспечения. При этом выборы могут считаться свободными только в том случае, если гарантированы право на информацию и свободу выражения мнений. Поэтому в Российской Федерации законодательно обеспечивается право граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах, с соблюдением применительно к данному предмету регулирования баланс конституционно защищаемых ценностей - права на свободные выборы и свободы слова и информации, не допуская неравенства и несоразмерных ограничений.
Между тем, предлагаемые в редакции законопроекта нормы не согласуются со статьей 38 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", согласно которой граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
Кроме того, усматривается противоречие проектируемых норм статьям 5 и 11 Федерального закона от 13.01.1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", согласно которым государственные федеральные аудиовизуальные средства массовой информации обязаны обеспечивать распространение обращений и заявлений, в том числе Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации в теле- и радиопрограммах в полном объеме не менее чем по одному общероссийскому телеканалу и одному общероссийскому радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, но не позднее чем через двадцать четыре часа с момента совершения соответствующих событий, трансляция которых предусмотрена соответствующими федеральными органами государственной власти, а также при формировании программной политики должны предусматривать в иных публицистических, информационных и информационно-аналитических программах всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о работе федеральных органов государственной власти, об основных принципах государственного устройства Российской Федерации, основных направлениях внутренней и внешней политики государства, деятельности Президента Российской Федерации, о программе деятельности Правительства Российской Федерации, позиции депутатских объединений в Государственной Думе, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, разрешении дел и споров судами.
В дополнение к изложенному выше, согласно законопроекту любое распространение данной информации будет являться предвыборной агитацией, даже в случае отсутствия цели побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Установление предлагаемых ограничений не будет соответствовать гарантированным Конституцией Российской Федерации принципам свободы массовой информации (часть 5 статьи 29) и возможности ограничения прав и свобод федеральным законом только в конституционно признаваемых целях.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.10.2003 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова" ограничения прав и свобод могут быть оправданными, если они отвечают требованиям справедливости, являются пропорциональными, адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых целей. В этой связи Конституционный Суд Российской Федерации указал на недопустимость расширительного понимания предвыборной агитации применительно к ее запрету для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении профессиональной деятельности.
Вместе с тем, федеральное законодательство о выборах и референдумах содержит достаточное число норм, как определяющих перечень действий, признаваемых агитацией (ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), так и устанавливающих запрет на использование преимущества указанными лицами своего должностного и служебного положения (ст. 40 названного закона). Аналогичные нормы содержатся и в других федеральных законах о выборах.
Комитет полагает, что предлагаемые нормы являются избыточными, не соответствуют требованиям определенности и соразмерности, а также существенно ограничат право граждан на получение в течение всего периода избирательной кампании полной и достоверной информации об официальных мероприятиях, действиях, решениях, обращениях лиц, замещающих государственные должности, и о деятельности органов государственной власти.
Учитывая изложенное, Комитет полагает нецелесообразным изменение действующих норм названных выше федеральных законов и предлагает Государственной Думы данный проект федерального закона отклонить.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.