Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 466896-5 "О внесении изменений в статью 83 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы С.В. Ивановым, Ю.В. Коганом, Ю.А. Напсо, М.С. Рохмистровым
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев указанный законопроект, считает необходимым отметить следующее.
Законопроектом вносятся изменения в статью 83 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее-Федеральный закон), которыми предлагается предоставить каждой политической партии (ее уполномоченным органам) право самостоятельно определять порядок распределения причитающихся федеральному списку кандидатов, выдвинутому соответствующей партией, депутатских мандатов между региональными группами кандидатов после передачи депутатских мандатов зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов.
В настоящее время в соответствии с частью 12 статьи 82 Федерального закона депутатские мандаты распределяются между зарегистрированными кандидатами в соответствии с порядком их размещения в федеральном списке кандидатов, установленным при регистрации этого списка Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и рассматриваемым (в пределах общефедеральной части федерального списка кандидатов и в пределах каждой из региональных групп кандидатов) как порядок очередности получения депутатских мандатов.
Вместе с тем, как установлено частью 10 статьи 38 Федерального закона, после представления федерального списка кандидатов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в состав данного списка и в порядок размещения в нем кандидатов не могут быть внесены изменения, за исключением изменений, вызванных выбытием кандидата по его личному заявлению, либо отзывом кандидата политической партией, либо смертью кандидата, либо исключением кандидата из федерального списка кандидатов на основании решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Такое регулирование гарантирует соблюдение демократической процедуры при выдвижении списка кандидатов, поскольку решение о персональном составе списка кандидатов и порядка расположения в нем кандидатов принимается руководящим органом политической партии (на съезде политической партии, либо на конференции (общем собрании) регионального отделения, иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии) и обеспечивает неизменность этого порядка в течение всего срока полномочий избираемого органа.
Предоставленная политической партии возможность определить порядок размещения кандидатов в списке до его представления в избирательную комиссию в достаточной мере позволяет решить все вопросы, связанные с партийным рейтингом того или иного кандидата, его правом представлять интересы этой партии в законодательном органе государственной власти, и с учетом этих критериев определить его место в списке кандидатов.
Кроме того, согласно части 4 статьи 73 Федерального закона в избирательном бюллетене под наименованием политической партии помещаются фамилии, имена и отчества кандидатов, включенных в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, выдвинутого данной политической партией и, в случае если субъекту Российской Федерации или части его территории соответствует региональная группа кандидатов, в избирательном бюллетене после указанных сведений помещаются фамилии, имена и отчества первых трех кандидатов, включенных в соответствующую региональную группу кандидатов.
Вследствие этого избиратели, голосуя за определенную политическую партию, исходят не только из своих представлений о заявленных политическими партиями целях и задачах, но и ориентируются на кандидатуры, указанные в бюллетене, и принимают во внимание фамилии трех кандидатов, включенных в региональные группы кандидатов. Таким образом, голосуя за список кандидатов, выдвинутый определенной партией, избиратель желает, чтобы депутатами стали именно те кандидатуры от этой политической партии, которые указаны в избирательном бюллетене. В этом, как правило, и состоит его волеизъявление.
Предлагаемый авторами законопроекта правовой механизм распределения депутатских мандатов противоречит Конституции Российской Федерации: (части 2 статьи 19), гарантирующей равенство прав граждан, независимо от каких-либо обстоятельств; (частям 1 и 2 статьи 32), закрепившей право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения в Федеральный закон представляются не вполне обоснованными и логичными.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 15 сентября 2011 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.