Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству на проект федерального закона N 532243-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы М.С. Рохмистровым, И.В. Лебедевым, С.В. Ивановым
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) изменения, которые законодательно закрепят обязательное использование комплексов обработки избирательных бюллетеней (далее - КОИБ) при проведении выборов и референдумов различного уровня для подсчета поданных голосов избирателей, участников референдума и регистрации результатов голосования.
Следует отметить, что предусмотренные законопроектом изменения федерального законодательства в сфере использования технических средств подсчета голосов на сегодняшний день уже установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, в соответствии с подпунктами "б", "е" пункта 9, пунктом 13 статьи 21 Федерального закона полномочия по обеспечению реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и совершенствованием средств автоматизации, а также по организации разработки нормативов технологического оборудования (кабины, ящики для голосования) для участковых комиссий отнесены к ведению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанных положений Федерального закона постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 06 июля 2011 г. N 19/204-6 утверждена Инструкция о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, в соответствии с которой КОИБ используется как составная часть комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" для участковых комиссий (далее - ГАС "Выборы"). Следует учитывать, что нормативное регулирование использования ГАС "Выборы" при подготовке и проведении выборов и референдумов уже предусмотрено статьей 74 Федерального закона.
В свою очередь, нормативные положения, связанные с использованием комплекса средств автоматизации в период проведения выборов и референдумов в Российской Федерации, также содержатся в Федеральном законе от 10.01.2003 N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" (подпункт 1 статьи 2, статья 5 и статья 23).
Таким образом, в настоящее время федеральным законодательством урегулированы вопросы введения технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации.
Предлагая полностью исключить использование стационарных ящиков для голосования, авторы законопроекта в то же время не вносят изменения в пункт 17 статьи 66 Федерального закона, регламентирующий отдельные вопросы использования переносных ящиков для голосования, что вступает в противоречие с концепцией законопроекта.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть вынесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
Как следует из официального заключения Правительства Российской Федерации на представленный законопроект, для его реализации необходимо дополнительно до 5,3 млрд. рублей, выделение которых на эту цель федеральным бюджетом не предусмотрено.
По данным Правительства Российской Федерации к 1 июля 2011 года избирательные комиссии будут иметь только 4000 КОИБов, которыми возможно оборудовать лишь 2000 избирательных участков, что составляет около 2-х процентов от общего количества избирательных участков.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 15 сентября 2011 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.