Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 533428-5 "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Жириновским, И.В. Лебедевым и М.С. Рохмистровым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и статью 23 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), установив, что на выборах в представительный орган муниципального района, городского округа не менее половины депутатских мандатов должны подлежать распределению между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.
В соответствии с действующим законодательством такой порядок распределения депутатских мандатов применяется только в случае, если численность представительного органа муниципального района, городского округа составляет 20 и более депутатов.
Необходимо отметить, что в соответствии с частями 6 и 7 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ минимальная численность депутатов представительного органа муниципального района составляет 15 человек, а минимальная численность депутатов представительного органа городского округа варьируется в зависимости от численности населения соответствующего городского округа и может составлять от 7 до 35 человек.
В связи с этим при малом числе распределяемых мандатов невозможно избежать значительных искажений при определении результатов выборов, вплоть до того, что два списка кандидатов, за один из которых проголосовало существенно больше избирателей, чем за другой, получат равное число депутатских мандатов, что может поставить под сомнение сам принцип пропорциональности такого распределения мандатов.
Таким образом, установленный в законодательстве критерий численности депутатов представительного органа муниципального района, городского округа, используемый в целях применения пропорциональной или смешанной избирательной системы на выборах в указанный орган, позволяет не допустить искажения принципа пропорциональности при распределении депутатских мандатов и является дополнительной гарантией корректного представительства политических партий в представительных органах муниципальных образований.
Также необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 38-ФЗ "О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов" положения пункта 18 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ и части 3.1 статьи 23 Федерального закона N 131-ФЗ применяются к выборам депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, назначенным по истечении девяноста дней после дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Внесению предлагаемых законопроектом изменений должны предшествовать исследования практики применения названных норм федеральных законов, в том числе по таким показателям, как количество муниципальных районов, городских округов, закрепивших в своих уставах норму о проведении выборов по смешанной избирательной системе, и количество отказавшихся от ее использования, уровень активности политических партий на муниципальных выборах.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя |
В. Володин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.