Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 533428-5 "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Жириновским, И.В. Лебедевым, М.С. Рохмистровым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный законопроект.
Законопроектом предлагается распространить нормы о применении пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления во всех муниципальных районах и городских округах вне зависимости от численности депутатов этих представительных органов.
Согласно предлагаемым изменениям в статью 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и статью 23 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) не менее половины депутатских мандатов на выборах в представительный орган муниципального района и городского округа будут распределятся между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.
Вместе с тем, указанные статьи названных федеральных законов не содержат ограничения на применение смешанной избирательной системы при проведении выборов в представительные органы муниципального района, городского округа с численностью менее 20 депутатов.
Так, в Федеральном законе от 20.03.2011 года N 38-ФЗ "О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов", принятом в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, предусмотрено, что не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Это положение согласно части 6 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ распространяется на муниципальные районы и городские округа с численностью населения более 30 тысяч человек, в которых формируются представительные органы численностью 20 и более депутатов.
При этом законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.
Таким образом, указанные нормы позволяют применять на выборах представительных органов муниципального района и городского округа с численностью 20 депутатов и более как пропорциональную, так и смешанную (мажоритарно-пропорциональную) избирательную систему, а на выборах представительных органов иных муниципальных образований, в том числе представительных органов муниципальных районов и городских округов с численностью менее 20 депутатов, может применяться пропорциональная, смешанная или мажоритарная избирательная система.
Необходимо также учитывать, что применение пропорциональной избирательной системы при малом количестве распределяемых депутатских мандатов может повлечь искажение сути пропорционального представительства таким образом, что, к примеру, список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, может преодолеть заградительный барьер, но не получить мандата, либо два списка, за один из которых проголосовало большее количество избирателей, получат одинаковое число мандатов, либо количество списков кандидатов, преодолевших барьер, будет больше, чем число распределяемых мандатов.
Следует учитывать также, что представительство политических партий, зарегистрированных на территории Российской Федерации, в настоящее время не обеспечивает в полной мере реализации принципа пропорционального распределения мандатов во всех муниципальных районах и городских округах вне зависимости от численности населения и численности их представительных органов.
Предлагаемое авторами императивное применение пропорциональной системы на муниципальных выборах в представительный орган муниципального района, городского округа с численностью депутатов менее 20 человек неоправданно ограничит возможности муниципальных образований в самостоятельном определении способа формирования представительных органов местного самоуправления.
Учитывая изложенное, Комитет полагает преждевременным и нецелесообразным изменение действующих норм названных выше федеральных законов и предлагает Государственной Думы данный проект федерального закона отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 15 сентября 2011 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.