Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей по проекту федерального закона N 577813-5
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних", внесенному Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 577813-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних", внесенный Президентом Российской Федерации.
1. Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, предусматривающие:
1) установление наказания в виде пожизненного лишения свободы в том числе за преступления, посягающие на половую неприкосновенность несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста;
2) запрет на назначение условного осуждения за преступления, посягающие на половую неприкосновенность несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста;
3) применение условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания только после фактического отбытия осужденными за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, не менее четырех пятых срока наказания. При этом при рассмотрении ходатайств о применении условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания суд должен учитывать результаты судебно-психиатрической экспертизы в отношении такого осужденного;
4) основания и порядок применения принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости;
5) усиление уголовной ответственности за изнасилование и насильственные действия сексуального характера (статьи 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации), совершенные в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней), не достигшего(ей) четырнадцатилетнего возраста, лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, а также усиление уголовной ответственности за половое сношение, мужеложство, лесбиянство и развратные действия (статьи 134 и 135 Уголовного кодекса российской Федерации), совершенные в отношении несовершеннолетнего, заведомо не достигшего двенадцатилетнего возраста, лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.
2. Рассмотрев указанный законопроект, Комитет отмечает следующее.
2.1. Законодательное решение проблемы обеспечения безопасности детей, их защиты от преступных посягательств приобретает особую актуальность в связи с нарастанием угроз нравственного растления, сексуального совращения и сексуальной эксплуатации несовершеннолетних и малолетних детей, причинения вреда их нравственности, физическому и психическому здоровью в условиях фактической безнаказанности преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних.
В Российской Федерации, по данным правоохранительных органов, сохраняются неблагоприятные тенденции роста преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних. За последние четыре года было совершено более 37 тыс. преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних. Только в 2010 году жертвами преступлений сексуального характера стали более 9,5 тыс. детей.
Сложившаяся ситуация в данной сфере, несомненно, диктует введение более жесткого и эффективного уголовно-правового механизма защиты несовершеннолетних от такого рода преступных посягательств.
Вместе с тем, по мнению Комитета, требует дополнительного обсуждения предлагаемое законопроектом установление ряда дополнительных уголовно-правовых мер только в отношении лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.
В соответствии со статьей 34 Конвенции о правах ребенка государства - участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, то есть "каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста".
Комитет ООН по правам ребенка в Заключительных замечаниях, вынесенных 30.09.2005 по итогам рассмотрения третьего периодического доклада Российской Федерации, выразил обеспокоенность наличием в России большого числа детей и молодых людей, подвергающихся сексуальной эксплуатации, и рекомендовал государству-участнику усилить меры по предупреждению и пресечению сексуальной эксплуатации и совращения детей, а также по обеспечению правовой защиты детей в возрасте 14-18 лет в том числе от вовлечения в проституцию и порнографию.
Согласно приказу Минздрава РФ от 06.08.1999 N 311 "Об утверждении клинического руководства "Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств" педофилия (F 65.4 "Расстройство сексуального предпочтения" по МКБ-10) - постоянное или преобладающее предпочтение половой активности с ребенком или детьми пубертатного возраста.
По данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, "полная" половая зрелость у здорового подростка должна формироваться к 18-21 годам - периоду окончания бурного гормонального созревания и гармоничного формирования психосексуальной сферы. Однако сексологическая, в том числе и судебно-сексологическая, практика свидетельствует о редкости (1-2%) гармоничного полового созревания к 18 годам лиц, обратившихся за сексологической помощью или проходивших освидетельствование в центре.
По данным Института возрастной физиологии РАН, на смену ускорения психофизического созревания, так называемой акселерации, которая наблюдалась в 60-е гг., пришло замедление темпов развития, как мальчиков, так и девочек, касающееся телосложения, полового и психологического созревания, что приводит к отставанию биологического возраста от хронологического. Современные российские девушки в среднем достигают психофизиологической зрелости к 18 годам, а юноши - к 20. То есть, только к указанному возрасту современный подросток достигает того уровня функциональной зрелости мозга, который позволяет ему осознавать в полной мере характер и значение совершаемых им действий и руководить ими.
Таким образом, вред даже от ненасильственных сексуальных злоупотреблений невероятно велик, независимо от того становятся жертвами малолетние или несовершеннолетние потерпевшие. У пострадавших от таких преступлений детей зафиксированы серьезные посттравматические стрессовые расстройства, возрастает риск нарушений психосексуального развития личности.
2.2 Требует также дополнительного обсуждения проектные редакции статей 134 и 135 Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с предложенными изменениями указанные статьи дополняются частями пятыми, согласно которым повышенная уголовная ответственность устанавливается за половое сношение, мужеложство, лесбиянство и развратные действия, совершенные только в отношении несовершеннолетних, заведомо не достигших двенадцатилетнего возраста, в случае если указанные деяния совершены лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего. При этом представляется нелогичным и не соответствующим задачам предупреждения рецидива преступлений сексуального характера нераспространение указанных частей на части вторые статей 134 и 135 Уголовного кодекса Российской Федерации, выделяющих в качестве потерпевших от ненасильственных половых преступлений малолетних в возрасте от 12 до 14 лет.
2.3. Следует также отметить, что представленный законопроект не в полной мере способствует повышению эффективности противодействия преступлениям сексуального характера, совершенных в отношении несовершеннолетних.
Во-первых, не решается проблема разграничения насильственных и ненасильственных сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних, Преступления сексуального характера, совершенные в отношении детей, не достигших 12-летнего возраста, в соответствии с действующим уголовным законодательством могут признаваться как насильственными, так и ненасильственными (с согласия ребенка), несмотря на то, что потерпевший в силу своего возраста не может понимать характер и значение совершаемых с ним действий;
Во-вторых, из статей 134 и 135 Уголовного кодекса Российской Федерации не исключен признак заведомости осознания виновным возраста несовершеннолетнего потерпевшего. Таким образом, возбуждение или прекращение уголовного дела в отношении лица, подозреваемого в совершении полового преступления против ребенка, зависит от того, знал или не знал виновный возраст ребенка;
В-третьих, не дифференцирована уголовная ответственность за половое сношение, мужеложство, лесбиянство и развратные действия, совершенные в отношении детей, в зависимости от характера, способа, характеристик субъекта посягательства и иных обстоятельств, обусловливающих тяжесть причиняемого потерпевшему вреда;
В-четвертых, не решены возникающие в правоприменительной практике проблемы при квалификации преступлений в сфере оборота материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних в связи с отсутствием в российском уголовном законодательстве определений понятий "порнографическая продукция", "материалы или предметы с порнографическими изображениями несовершеннолетних" и т.д.
Такого рода законодательные пробелы не обеспечивают неотвратимости уголовной ответственности за преступления сексуального характера в отношении детей, стимулируют рецидив таких преступлений, позволяют преступникам избегать наказания.
Вместе с тем высказанные замечания могут быть устранены при подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Обращаем также внимание, что при рассмотрении Государственной Думой предложенного законопроекта необходимо учесть, что 1 июня 2011 года Государственной Думой во втором чтении был принят проект федерального закона N 349188-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних".
Комитет поддерживает проект федерального закона N 577813-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних" и рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.