Заключение
Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ по проекту федерального закона N 577813-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних", внесенному Президентом Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
1. Нуждается в уточнении редакция примечания к статье 73 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) (подпункт "б" пункта 2 статьи 1 проекта).
Редакцию примечания следует согласовать с пунктом "г" части третьей статьи 79 и абзацем пятым части второй статьи 80 УК РФ, устанавливающими ограничения для осужденных за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних любого возраста, в том числе в возрасте от 14 до 18 лет. Указанные положения являются общими нормами по отношению к проектным изменениям в статьи 79 и 80 УК РФ, предлагающим установить более строгие ограничения для осужденных за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста (подпункты "а" пунктов 3 и 4 статьи 1 проекта).
При этом обращаем внимание, что преступлений, предусмотренных статьями 240, 241 и 242.1 УК РФ, содержится в главе 25 УК РФ "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности" и согласно проекту подпадают под определение понятия преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних только в случае, если они совершены в отношении несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста. Следовательно, указанные преступления не будут учитываться при решении соответствующих вопросов в порядке, предусмотренном пунктом "г" части третьей статьи 79 и абзацем пятым части второй статьи 80 УК РФ.
2. В тексте новой части четвертой статьи 80 УК РФ (подпункт "б" пункта 4 статьи 1 проекта) и новой части четвертой статьи 18 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) (пункт 2 статьи 2 проекта), следует, как нам представляется, вести речь как о ходатайстве осужденного, так и о представлении администрации учреждения или органа, исполняющего наказание о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. В связи с этим, полагаем целесообразным внести соответствующее изменение и в часть третью статьи 175 УИК РФ.
3. Положение новой части второй1 статьи 102 УК РФ (подпункт "в" пункта 8 статьи 1 проекта) об обязанности суда назначить судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лица, совершившего преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, в целях решения вопроса о необходимости применения к этому лицу принудительных мер медицинского характера как после отбытия наказания, так и в период условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и отбывания более мягкого вида наказания, следует согласовать с Главой 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) "Производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора" не предусматривающей возможность назначения судебной экспертизы лицам, уже отбывающим наказание по приговору суда.
Полагаем, что дополнение статьи 102 УК РФ новой частью второй1, предусматривающей назначение принудительных мер медицинского характера в определенные периоды, должно повлечь изменение ее наименования.
Нуждаются в дополнительном обсуждении и уточнении правовые основания назначения таких уголовно-правовых мер как принудительные меры медицинского характера лицу, полностью отбывшему уголовное наказание за совершение соответствующего преступления, поскольку речь в данном случае идет о лице, в отношении которого приговор считается полностью исполненным, а уголовное судопроизводство - оконченным. Кроме того, проектом не определены максимальные сроки, в течение которых такие меры могут быть назначены.
Отмечаем, что в отношении лиц, отбывших наказание за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в обязательном порядке устанавливается административный надзор (часть 2 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"), причем такой надзор устанавливается в порядке гражданского, а не уголовного судопроизводства (Глава 26.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Положения проекта о возможности применения к осужденным, условно-досрочно освобожденным от отбывания наказания и осужденным, которым наказание заменено на более мягкий вид, всех принудительных мер медицинского характера (подпункт "в" пункта 8 статьи 1 проекта), следует соотнести со статьями 99, 103, 104 УК РФ, 433 УПК РФ, 28 и 29 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", поскольку этой категории лиц может быть назначено только амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.
Помещение таких осужденных в психиатрический стационар должно производиться в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о здравоохранении (часть вторая статьи 104 УК РФ).
4. Обращаем внимание, что в соответствии с законопроектом уклонение от применения принудительных мер медицинского характера" одновременно является и основанием для отмены условно-досрочного освобождения (подпункт "в" пункта 3 статьи 1 проекта), и составом преступления, предусмотренного статьей 314 УК РФ (пункт 13 статьи 1 проекта). При этом, согласно проекту, для отмены условно-досрочного освобождения необходимо злостное уклонение от применения указанных мер, тогда как для привлечения лица к уголовной ответственности по части третьей статьи 314 УК РФ наличия признака злостности такого уклонения не требуется.
5. Предлагаемое проектом дополнение статьи 16 УИК РФ положением о возложении на уголовно-исполнительные инспекции функции контроля за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных в соответствии с частью второй1 статьи 102 УК РФ (пункт 1 статьи 2 проекта), не согласуется с содержанием статьи 16 УИК РФ, закрепляющей исполнение того или иного вида наказания, предусмотренного статьей 44 УК РФ, за определенным учреждением или органом. Между тем, принудительные меры медицинского характера не являются видом уголовного наказания, в связи с чем указанное проектное положение целесообразно включить в статью 18 УИК РФ "Применение к осужденным мер медицинского характера".
6. Требует редакционных изменений первое предложение проектной части четвертой статьи 18 УИК РФ, поскольку не все преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности являются преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Аналогичное замечание вызывает и проектная редакция части второй1 статьи 180 УИК РФ.
7. Предложение о включении в статью 131 УК РФ нового состава преступления путем дополнения указанной статьи частью пятой (пункт 9 статьи 1 проекта) влечет необходимость определения подсудности уголовных дел о таких преступлениях, в связи с чем соответствующие изменения следует внести в пункт 1 части третьей статьи 31 УПК РФ.
8. Проектное предложение о дополнении части первой статьи 82 УК РФ положением о невозможности применения отсрочки отбывания наказания к осужденным к лишению свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста (пункт 5 статьи 1 проекта), требует внесения корреспондирующего дополнения в пункт 2 части первой статьи 398 УПК РФ.
9. По нашему мнению, в редакционной правке нуждается пункт 3.1 статьи 196 УПК РФ (пункт 1 статьи 3 проекта).
10. В соответствии с проектной редакцией нового пункта 4.1 части первой статьи 399 УПК РФ (пункт 2 статьи 3 проекта) вопросы, связанные с продлением, изменением или прекращением применения принудительных мер медицинского характера рассматриваются судом по представлению учреждения или органа исполняющего наказание. Однако пункт 2 части первой статьи 399 УПК РФ устанавливает, что такие вопросы рассматриваются судом по ходатайству осужденного.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.