Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 229970-5 "О внесении изменения в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (о порядке взимания штрафов в сфере охраны окружающей среды и природопользования), внесенному Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 229970-5 "О внесении изменения в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести дополнения в пункт 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие зачисление сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту совершения нарушения по нормативу 100 процентов. При этом в настоящее время суммы указанных штрафов зачисляются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 100 процентов (подпункт 7 пункта 1 статьи 46 Кодекса).
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что его принятие позволит оптимизировать распределение сумм денежных взысканий (штрафов) за указанные правонарушения между бюджетами городских округов и муниципальных районов, а также обеспечить бюджеты указанных территорий источником доходов для реализации органами местного самоуправления программ и мероприятий по охране окружающей среды.
Согласно нормам главы 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к нарушениям законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в частности, относятся несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, уничтожение мест обитаний животных, нарушение правил охраны атмосферного воздуха, нарушение правил использования лесов, порча земель, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также ряд других правонарушений.
Следует отметить, что в настоящее время практически все территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, обладающие полномочиями государственного контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования (Роспотребнадзор, Россельхознадзор и др.), и должностные лица данных органов располагаются в административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации. При этом такие муниципальные образования, как правило, имеют статус городских округов.
Следовательно, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 46 Кодекса все суммы административных штрафов за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, выявленные данными должностными лицами на территориях муниципальных образований, поступают не в бюджет муниципального района или городского округа (территория которого подверглась загрязнению или прочему негативному воздействию на окружающую среду), а в бюджет того городского округа, где располагается данный орган или должностное лицо.
Нормы законопроекта предоставляют возможность органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подвергаются непосредственному негативному воздействию на окружающую среду, использовать средства от применения данных административных штрафов на природоохранные мероприятия, на восстановление и реабилитацию территорий, которые подверглись или могли быть подвержены указанному негативному воздействию.
Вместе с тем, полагаем, что в законопроекте необходимо определить порядок распределения сумм данных административных штрафов в случае, если будет признано, что в результате указанных правонарушений причинение вреда окружающей среде произошло на территории нескольких муниципальных районов и (или) городских округов.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект при условии учета указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.