Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 468542-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в области ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства",
внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается предусмотреть право граждан на строительство на садовом земельном участке жилого дома с правом регистрации в нем по месту жительства, если такой садовый земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, и (или) жилого дома с правом регистрации в нем по месту пребывания, если такой садовый участок отнесен к землям иных категорий.
В пояснительной записке внесение предлагаемых изменений обосновывается тем, что в настоящее время Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не наделяет граждан правом регистрации в жилых домах или строениях для постоянного проживания или временного пребывания.
В соответствии с абзацем вторым статьи 1 действующей редакции указанного Федерального закона садовым земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
При этом Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан" данная норма признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той части, в какой ею ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
В части установления законопроектом права граждан на строительство жилого дома на садовом земельном участке, расположенном не на землях населенных пунктов, а на землях иных категорий, следует отметить, что одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Таким образом, возможность возведения на земельном участке жилого дома должна ставиться в прямую зависимость от целевого назначения данного земельного участка.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилой дом является видом жилого помещения.
В этой связи предусмотренная законопроектом возможность строительства жилого дома на садовом земельном участке, расположенном не на землях населенных пунктов, а на землях иных категорий, с правом регистрации в нем по месту пребывания также будет означать возможность регистрации в нем по месту жительства, что выходит за рамки вышеуказанного решения Конституционного Суда Российской Федерации.
Аналогичное замечание имеется к изменению, предлагаемому статьей 2 законопроекта.
Также законопроектом предлагается дополнить пункт 1 статьи 4 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" положением, согласно которому граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут осуществлять территориальное общественное самоуправление в установленном действующим законодательством порядке.
Однако территориальное общественное самоуправление осуществляется в соответствии с действующим законодательством для достижения иных целей.
Так, в соответствии со статьей 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. При этом территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан (часть 3 статьи 27 указанного Федерального закона).
Таким образом, вопросы, связанные с осуществлением территориального общественного самоуправления, законодательно урегулированы.
К законопроекту также имеются замечания юридико-технического характера.
С учетом изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя |
В. Володин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.