Заключение
Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ по проекту федерального закона N 468542-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в области ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства", внесенному Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроект предусматривает право регистрации по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом земельном участке, если такой участок "отнесен к землям населенных пунктов", а также право регистрации "по месту пребывания", если жилой дом расположен на садовом участке, отнесенном к "землям иных категорий" В связи с этим следует учесть, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (статья 78) кроме земель населенных пунктов для предоставления садовых земельных участков могут использоваться земли сельскохозяйственного назначения.
Обращаем также внимание на позицию Конституционного Суда Российской Федерации о признании несоответствующим Конституции Российской Федерации положения статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон ) в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов (см. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года N 7-П ).
Согласно предлагаемой законопроектом редакции пункта 1 статьи 4 Закона (пункт 2 статьи 1 законопроекта) граждане, создающие садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения, могут осуществлять территориальное общественное самоуправление в установленном действующим законодательством порядке.
Следует иметь в виду, что под территориальным общественным самоуправлением в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.
Садоводческое или дачное некоммерческое объединение граждан согласно статье 1 Закона является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огороднического или дачного хозяйства. В связи с этим территориальное общественное самоуправление применительно к садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан осуществляться не может.
Кроме того, согласно статьям 1 и 2 законопроекта жилой дом на территории некоммерческого объединения граждан может быть как местом жительства, так и местом пребывания гражданина, что также не соответствует указанному определению понятия "территориальное общественное самоуправление".
Требует уточнения наименование законопроекта, поскольку Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не относится к законодательным актам в области ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.