Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 468542-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в области ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства"(в части регистрации по месту жительства и месту пребывания в жилом доме на территории садоводческого и дачного некоммерческого объединения граждан), внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в области ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства" направлен на предоставление гражданам права на регистрацию по месту жительства и месту пребывания в жилом доме на территории садоводческого и дачного некоммерческого объединения граждан.
В соответствии с абзацем 2 статьи 2 Федерального закона от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 5242-1) место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно. Авторами законопроекта предлагается внести изменения в указанную норму и отнести к месту пребывания жилое строение на территории садоводческого и дачного некоммерческого объединения граждан.
Соответствующие изменения предлагается также внести в статью 1 Федерального закона от 5 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ).
В связи с данной законодательной инициативой Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления отмечает, что проблема, затронутая авторами законопроекта, является весьма актуальной. Его принятие предоставит гражданам, имеющим в собственности объект недвижимого имущества в виде садового участка и жилого строения на этом садовом участке, право зарегистрироваться в этом жилом строении для постоянного проживания или временного пребывания.
В целом поддерживая концепцию законопроекта, Комитет отмечает, что отдельные его положения нуждаются в уточнении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства. Указанная статья называет три организационно-правовые формы садоводческих, огороднических или дачных объединений граждан.
При этом следует подчеркнуть, что упоминание в Федеральном законе N 66-ФЗ трех форм садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений не означает, что запрещается использовать иные предусмотренные законами формы некоммерческих организаций. Например, садоводы, огородники, дачники могут создать свой фонд, свое общественное объединение. Однако, для решения чисто хозяйственных задач совместного ведения садоводства, огородничества и обустройства дачных владений наиболее приемлемыми формами являются именно эти три.
Авторами законопроекта предлагается добавить к ним также территориальное общественное самоуправление.
Вместе с тем, территориальное общественное самоуправление является одной из форм осуществления местного самоуправления. Под территориальным общественным самоуправлением в Федеральном законе от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
Федеральный закон N 131-ФЗ предусматривает возможность осуществления ТОС в пределах таких территорий проживания граждан, как группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением. При этом главным условием при организации ТОС является привязка к месту жительства. То есть выходить с инициативой создания ТОС на той или иной территории, а также избираться в органы ТОС могут граждане, постоянно или преимущественно там проживающие, поскольку федеральным законодательством не предусмотрена возможность избрания в органы территориального общественного самоуправления граждан, не проживающих на соответствующей территории (даже в том случае, если гражданин имеет на этой территории жилое недвижимое имущество).
Таким образом, территориальное общественное самоуправление не может осуществляться гражданами в целях реализации прав, предоставленных им Федеральным законом N 66-ФЗ.
На основании изложенного и с учетом высказанных замечаний Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.