Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 507228-5 "О внесении изменения в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части дифференциации ответственности за пользование недрами без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов), внесенный Костромской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), направленные на снижение административной ответственности, заключающиеся в значительном уменьшении размеров штрафов за правонарушения, связанные с пользованием недрами без лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод и за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами для добычи подземных вод, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления отмечает следующее.
Для правонарушений, предусмотренных статьей 7.3 КоАП, установлены минимальные и максимальные значения штрафов, что позволяет контролирующим органам в этих рамках самостоятельно определять в зависимости от тяжести административного правонарушения размеры штрафов, то есть в каждом случае подходить к решению данного вопроса дифференцированно.
Кроме этого, в соответствии с нормами статьи 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, которое хотя формально и содержит признаки состава правонарушения, но с учетом характера совершенного деяния и роли нарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Автором законопроекта предлагается также значительно снизить размеры штрафов за административные правонарушения, связанные с пользованием недрами без лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод и за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами для добычи подземных вод, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта. Однако в пояснительной записке отсутствуют критерии, на основании которых были определены размеры новых штрафов.
Необходимо также отметить, что законопроектом предусматривается установление одинаковых размеров штрафов за правонарушения, связанные как с пользованием недрами без лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, так и за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами для добычи подземных вод, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта. В то же время действующим законодательством предусмотрено, что данные правонарушения отличаются степенью тяжести, в связи с чем штрафы, установленные в части 1 статьи 7.3 КоАП за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, значительно выше. Таким образом, указанное предложение является, с точки зрения Комитат, необоснованным.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что штрафные санкции губительно сказываются на экономике недропользователей, добывающих подземные воды. С точки зрения авторов законопроекта, "особенно в затруднительном положении от больших штрафов оказываются сельские поселения... следствием больших штрафных санкций может быть увеличение тарифов на водообеспечение населения питьевой водой".
В связи с этим Комитет отмечает следующее. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями (пункт 4 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ), а также полномочиями по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей (пункт 4.1) части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ). Однако, согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", органы регулирования муниципальных образований устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования. Таким образом, установить тарифы для населения, превышающие предельный индекс изменения размера платы граждан, орган местного самоуправления не может. В случае нарушения данной нормы, могут быть приняты соответствующие меры прокурорского реагирования.
Комитет считает необходимым также отметить, что, несмотря на то, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, большинство сельских поселений не имеют централизованного водоснабжения. Как правило в границах сельских поселений используются бытовые колодцы. А согласно статье 19 Федерального закона от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" собственникам и арендаторам земельных участков предоставлено право осуществлять устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом на региональном уровне, без получения лицензии.
На основании изложенного и с учетом высказанных замечаний Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления не поддерживает указанный законопроект.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.