Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 507228-5 "О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Костромской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 507228-5 "О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект), внесенный Костромской областной Думой (далее - автор).
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 7.3 Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - КоАП), в части снижения административной ответственности, заключающейся в значительном уменьшении размеров штрафов, за правонарушения, связанные с пользованием недрами без лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод и за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами для добычи подземных вод, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В первую очередь Комитет отмечает, что необходимость дифференциации правонарушений по видам сырья или видам пользования недрами не является безусловной, поскольку не будет отражать адекватность угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере недропользования.
Так, в пояснительной записке к законопроекту указано, что "контролирующие органы вынуждены применять законные нормы штрафных санкций, что губительно сказывается на экономику недропользователей, добывающих подземные воды".
Действительно, Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в статью 7.3 КоАП были внесены изменения, предусматривающие весьма значительное увеличение размеров административных штрафов за нарушение отдельных положений законодательства Российской Федерации о недрах.
Указанные изменения вступили в силу 31 марта 2010 г. и действуют до настоящего времени.
Необходимость их введения была связана с тем, что санкции, действовавшие до этого момента, не выполняли своей функции, так как были несоизмеримо малы по сравнению с экономической выгодой, получаемой в результате нарушения законодательства Российской Федерации о недрах.
Комитет в полной мере поддержал указанные выше изменения с учетом следующих факторов.
Во-первых, для правонарушений, предусмотренных статьей 7.3 КоАП предусмотрена "штрафная вилка", т.е. установлены только минимальные и максимальные значения штрафов, в рамках которых контролирующие органы могут самостоятельно определять их размер в зависимости от тяжести административного правонарушения.
Таким образом, как выразился автор, "применение законных размеров санкций" не осуществляется контролирующими органы в максимальном объеме априори, а дифференцируется в каждом конкретном случае.
И во-вторых, следует иметь ввиду, что существует возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Согласно положениям статьи 2.9 КоАП судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения характеризуется отсутствием существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, можно говорить о том, что и судебная практика исходит из применения дифференцированных санкций в зависимости от значимости совершенного административного нарушения.
Далее. Автором предлагается значительно снизить размеры штрафов, за административные правонарушения, связанные с пользование недрами без лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод и за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами для добычи подземных вод, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, и, по своей сути, вернуться к уровню штрафов, действовавших до 31 марта 2010 года для должностных и юридических лиц (от трех тысяч до четырех тысяч рублей и от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей соответственно), незначительно увеличив их для физических лиц (одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей).
Критериев, на основании которых были определены размеры новых штрафов, в пояснительной записке автором не приводится.
Кроме того, по мнению Комитета, отсутствуют основания установления одинаковых размеров за правонарушения связанные как с пользованием недрами без лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, так и за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами для добычи подземных вод, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В тоже время пользование недрами без лицензии на пользование недрами являются более "тяжким" административным правонарушение, чем пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, что подтверждается размерами штрафов установленных частями 1 и 2 статьи 7.3 КоАП.
В заключении, Комитет хотел бы обратить внимание на то, что некоторые субъекты Российской Федерации считают установленные статьей 7.3 КоАП штрафные санкции недостаточными и предлагают еще больше ужесточить их.
Например в настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект N 420114-5 "О внесении изменений в статьи 7.3 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за пользование недрами без разрешения (лицензии)). Этим законопроектом предлагается ужесточить административную ответственность за пользование недрами без лицензии, включив в санкцию части 1 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации дополнительное наказание в виде конфискации добытого минерального сырья и орудий совершения административного правонарушения.
Кроме того, обращаем внимание на то, что на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 511494-5 "О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Законодательным Собранием Кировской области, являющийся альтернативным данному законопроекту. В соответствие с частью 3 статьи 116 Регламента Государственной Думы, альтернативные законопроекты должны рассматриваться Государственной Думой в первом чтении совместно.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "частью 3 статьи 116 Регламента Государственной Думы" следует читать "частью 3 статьи 110 Регламента Государственной Думы"
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии не поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 507228-5 "О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенного Костромской областной Думой.
Председатель Комитета |
Е.А. Туголуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.