Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 507228-5 "О внесении изменения в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части дифференциации ответственности за пользование недрами без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов), внесенный Костромской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), дополнив ее новыми частями 3 и 4, в части дифференциации административной ответственности за пользование недрами без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов отдельно для добычи подземных вод. При этом административный штраф за пользование недрами (подземными водами) без лицензии и с нарушением условий, предусмотренных такой лицензией, предлагается установить в меньшем размере, чем предусмотрено действующей редакцией указанной статьи (для должностных и юридических лиц - в 10 раз).
В пояснительной записке авторы законопроекта указывают, что действующее административное законодательство предусматривает меры административной ответственности независимо от вида пользования недрами. Подразумеваются одинаковые требования к недропользователям, добывающим подземную воду, газ, нефть и т.д. Ущерб, выявленный от отсутствия лицензии, нарушения требований по содержанию скважин для добычи воды несоизмерим с возможными нарушениями при добыче нефти и газа. Однако штрафные санкции одинаковы для всех, что губительно сказывается на экономике недропользователей, добывающих подземные воды.
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах, то есть относит их к недрам. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" не выделяет добычу подземных вод в самостоятельный вид недропользования (ст. 6) и устанавливает особый режим пользования недрами, выражающийся в обязательном получении лицензии на пользование недрами и соблюдении ее условий. При этом установленный режим пользования недрами распространяется в равной мере на всех пользователей недр независимо от территории, на которой осуществляется добыча подземных вод, а также от целей добычи.
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения вступают в противоречие с принципом равенства перед законом, закрепленным в ст. 1.4 Кодекса, согласно которому лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом, а юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Кроме того, авторами законопроекта при проектировании пониженных штрафных санкций не учитывается, что добыча подземных вод при пользовании недрами предполагает различные объемы: от десятков кубометров до нескольких тысяч кубометров. Необходимо также учитывать, что только 31 марта 2010 года вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, внесенные Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", значительно увеличившие размеры штрафов за правонарушения, связанные с пользованием недрами без лицензии, вплоть до одного миллиона рублей для юридических лиц. Поэтому значительное снижение штрафных санкций за совершение правонарушений в указанной сфере при отсутствии анализа правоприменительной практики в целом по Российской Федерации представляется непоследовательным.
Авторы законопроекта, указывая на затруднительное положение от больших штрафов сельских поселений, не учитывают положения статьи 19 Закона Российской Федерации "О недрах", согласно которым собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, данная категория недропользователей может осуществлять указанную деятельность без лицензии и к ответственности за ее отсутствие привлечена быть не может.
Приведенная в пояснительной записке статистика привлечения к административной ответственности по Костромской области по статье 7.3 Кодекса за 2010 год (привлечено к ответственности - 33 лица, оставлено в силе решением суда - 6 постановлений, отменено по малозначительности - 7,) свидетельствует о том, что при вынесении соответствующих решений учитывается характер совершенного деяния и роль нарушителя, размер причиненного вреда и тяжесть наступивших последствий.
С учетом изложенного, законопроект рекомендуется Комитетом к отклонению.
Комитеты Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, а также по вопросам местного самоуправления - соисполнители не поддерживают принятие в первом чтении данной законодательной инициативы.
Правительство Российской Федерации представило отрицательный отзыв на законопроект.
Также необходимо отметить, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, которым также предлагаются изменения в статью 7.3 Кодекса. Это проект федерального закона N 511494-5 "О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Законодательным Собранием Кировской области.
Указанный законопроект в соответствии с Регламентом Государственной Думы следует рассматривать одновременно с данным проектом федерального закона в порядке, установленном для рассмотрения альтернативных законопроектов.
Утверждено на заседании Комитета "30" августа 2011 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.