Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 507386-5 "О внесении изменений в статьи 7.6 и 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий и за нарушение правил водопользования), внесенный Государственным Собранием - Курултай Республики Башкортостан
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Законопроектом предлагается усилить административную ответственность за самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий, увеличив штрафные санкции статьи 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) для граждан до трех - четырех тысяч (в действующей редакции от трехсот до пятисот рублей); для должностных лиц - до тридцати - сорока тысяч рублей (в действующей редакции - от пятисот до одной тысячи рублей); для юридических лиц - до семисот - восьмисот тысяч рублей (в действующей редакции - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей).
Кроме того, законопроектом предлагается установить штрафные санкции за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (часть 1 статьи 8.14 Кодекса ) для граждан - от двух тысяч до трех тысяч рублей; для должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; для юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей, тогда как действующая редакция части 1 статьи 8.14 Кодекса предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Представленной законодательной инициативой также предлагается повысить административные штрафы за нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений (часть 1 статьи 8.14 Кодекса ) для граждан - до трех-четырех тысяч рублей; для должностных лиц - до тридцати пяти - сорока тысяч рублей; для юридических лиц - до шестисот - семисот тысяч рублей. В настоящее время частью 2 статьи 8.14 Кодекса за данное правонарушение предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
По мнению авторов законопроекта, некоторые проблемы в рассматриваемой сфере обусловлены низкими размерами административных штрафов, не обеспечивающими полностью достижения цели административного наказания.
Комитет, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает, что необходимость ужесточения ответственности требует веских обоснований, в том числе наличия статистических данных об устойчивой тенденции увеличения роста числа соответствующих административных правонарушений ввиду несоответствия правонарушения и установленного за него наказания в целом по Российской Федерации, в том числе данных о повторности их совершения.
Такие сведения и обоснования в пояснительной записке к законопроекту не представлены, из чего следует, что соответствующий анализ авторами не проводился.
Предлагаемые санкции значительно превышают действующие в настоящее время. Так, в отношении юридических лиц законопроектом предлагается установить размеры административных штрафов, которые в отдельных случаях превышают ныне действующие в шестьдесят, восемьдесят и более раз. Вместе с тем, необходимо учитывать, что значительный рост размера штрафных санкций не решит проблему возмещения конкретного ущерба, возникшего вследствие нарушений природоохранного законодательства, кроме того, законопроектом не определены критерии степени нарушения условий водопользования, в связи с чем установление таких штрафных санкций представляется необоснованным.
На основании вышеизложенного, Комитет не поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "2" июня 2011 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.