Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 511494-5 "О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административного штрафа за пользование недрами на территориях сельских населенных пунктов, объектов сельского хозяйства для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов сельскохозяйственного производства), внесенный Законодательным Собранием Кировской области
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается дополнить статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), новой частью 3, в соответствии с которой предусматривается ответственность за пользование недрами на территориях сельских населенных пунктов, объектов сельского хозяйства для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов сельскохозяйственного производства, посредством действующих одиночных водозаборных скважин или нескольких водозаборных скважин суммарной производительностью до 500 кубических метров в сутки без лицензии на право пользования недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Административный штраф предлагается установить в меньшем размере, чем предусмотрено действующей редакцией указанной статьи.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления отмечает следующее.
Для правонарушений, предусмотренных статьей 7.3 КоАП, установлены минимальные и максимальные значения штрафов, что позволяет контролирующим органам в этих рамках самостоятельно определять в зависимости от тяжести административного правонарушения размеры штрафов, то есть в каждом случае подходить к решению данного вопроса дифференцированно.
Кроме этого, в соответствии с нормами статьи 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, которое хотя формально и содержит признаки состава правонарушения, но с учетом характера совершенного деяния и роли нарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
В пояснительной записке авторами законопроекта указано, что он разработан "в целях предотвращения потенциально возможного банкротства малорентабельных сельскохозяйственных кооперативов, жилищно-коммунальных организаций, эксплуатирующих участки недр для добычи подземных пресных вод в сельской местности, связанного с высокими штрафными санкциями, установленными в действующей редакции статьи 7.3 КоАП".
Вместе с тем, в частях 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации закреплен общеправовой принцип равенства всех перед законом и судом, включающий в себя также равенство обязанностей и равные основания юридической ответственности.
Принцип равенства перед законом в сфере административной ответственности закреплён в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ: лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения нарушают принцип равенства всех перед законом, закрепленный в статье 19 Конституции Российской Федерации, а также в статье 1.4 КоАП.
Необходимо также отметить, что законопроектом предусматривается установление одинаковых размеров штрафов за правонарушения, связанные как с пользованием недрами без лицензии на пользование недрами, так и за пользование недрами с нарушением условий лицензии. В то же время действующим законодательством предусмотрено, что данные правонарушения отличаются степенью тяжести, в связи с чем штрафы, установленные в части 1 статьи 7.3 КоАП за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, значительно выше. Таким образом, указанное предложение является, с точки зрения Комитат, необоснованным.
Комитет считает необходимым также отметить следующее. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Однако несмотря на это большинство сельских поселений не имеют централизованного водоснабжения. Как правило в границах сельских поселений используются бытовые колодцы. А согласно статье 19 Федерального закона от 21 февраля 1992 года N2395-1 "О недрах" собственникам и арендаторам земельных участков предоставлено право осуществлять устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом на региональном уровне, без получения лицензии.
На основании изложенного и с учетом высказанных замечаний Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления не поддерживает указанный законопроект.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.