Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 511494-5 "О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административного штрафа за пользование недрами на территориях сельских населенных пунктов, объектов сельского хозяйства для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов сельскохозяйственного производства), внесенный Законодательным Собранием Кировской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 511494-5 "О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административного штрафа за пользование недрами на территориях сельских населенных пунктов, объектов сельского хозяйства для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов сельскохозяйственного производства) (далее - законопроект), внесенный Законодательным Собранием Кировской области (далее - автор).
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 7.3 Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - КоАП), в части снижения административной ответственности, заключающейся в значительном уменьшении размеров штрафов, за правонарушения, связанные с пользованием недрами на территориях сельских населенных пунктов, объектов сельского хозяйства для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов сельскохозяйственного производства, посредством действующих одиночных водозаборных скважин или нескольких водозаборных скважин суммарной производительностью до 500 кубических метров в сутки без лицензии на право пользования недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на право пользования недрами.
В первую очередь Комитет отмечает, что необходимость дифференциации правонарушений по видам сырья, видам пользования недрами или территориальному расположению участков не является безусловной, поскольку не будет отражать адекватность угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере недропользования.
Действительно, Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в статью 7.3 КоАП были внесены изменения, предусматривающие весьма значительное увеличение размеров административных штрафов за нарушение отдельных положений законодательства Российской Федерации о недрах.
Указанные изменения вступили в силу 31 марта 2010 г. и действуют до настоящего времени.
Необходимость их введения была связана с тем, что санкции, действовавшие до этого момента, не выполняли своей функции, так как были несоизмеримо малы по сравнению с экономической выгодой, получаемой в результате нарушения законодательства Российской Федерации о недрах.
Комитет в полной мере поддержал указанные выше изменения с учетом следующих факторов.
Во-первых, для правонарушений, предусмотренных статьей 7.3 КоАП предусмотрена "штрафная вилка", т.е. установлены только минимальные и максимальные значения штрафов, в рамках которых контролирующие органы могут самостоятельно определять их размер в зависимости от тяжести административного правонарушения.
Таким образом, контролирующие органы имеют возможность не применять штрафы в максимальном объеме априори, а дифференцировать их в каждом конкретном случае.
И во-вторых, следует иметь ввиду, что существует возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Согласно положениям статьи 2.9 КоАП судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения характеризуется отсутствием существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, можно говорить о том, что и судебная практика исходит из применения дифференцированных санкций в зависимости от значимости совершенного административного нарушения.
Далее. Автором предлагается значительно снизить размеры штрафов, за административные правонарушения, связанные с пользованием недрами на территориях сельских населенных пунктов, объектов сельского хозяйства для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов сельскохозяйственного производства, посредством действующих одиночных водозаборных скважин или нескольких водозаборных скважин суммарной производительностью до 500 кубических метров в сутки без лицензии на право пользования недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на право пользования недрами, и, по своей сути, вернуться к уровню штрафов, действовавших до 31 марта 2010 года для должностных и юридических лиц (от трех тысяч до четырех тысяч рублей и от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей соответственно), незначительно увеличив их для физических лиц (одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей).
Критериев, на основании которых были определены размеры новых штрафов, в пояснительной записке автором не приводится.
Кроме того, по мнению Комитета, отсутствуют основания установления одинаковых размеров за правонарушения связанные как с пользованием недрами без лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, так и за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами для добычи подземных вод.
В тоже время пользование недрами без лицензии на пользование недрами являются более "тяжким" административным правонарушение, чем пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, что подтверждается размерами штрафов установленных частями 1 и 2 статьи 7.3 КоАП.
Обращаем внимание на то, что на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 507228-5 "О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части дифференциации ответственности за пользование недрами без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов), внесенный Костромской областной Думой, являющийся альтернативным данному законопроекту. В соответствие с частью 3 статьи 116 Регламента Государственной Думы, альтернативные законопроекты должны рассматриваться Государственной Думой в первом чтении совместно
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "частью 3 статьи 116 Регламента Государственной Думы" следует читать "частью 3 статьи 110 Регламента Государственной Думы"
Также отсутствует основание менять общий порядок вступления в силу федеральных законов, установленный Федеральным законом от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Таким образом, статья 2 законопроекта является излишней и ее целесообразно исключить, а обозначение "статья 1" снять.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии не поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 511494-5 "О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административного штрафа за пользование недрами на территориях сельских населенных пунктов, объектов сельского хозяйства для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов сельскохозяйственного производства).
Председатель Комитета |
Е.А. Туголуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.