Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 511494-5 "О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административного штрафа за пользование недрами на территориях сельских населенных пунктов, объектов сельского хозяйства для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов сельскохозяйственного производства), внесенный Законодательным Собранием Кировской области
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в части дифференциации административной ответственности за пользование недрами без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, отдельно для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов сельскохозяйственного производства, посредством действующих одиночных водозаборных скважин или нескольких водозаборных скважин суммарной производительностью до 500 кубических метров в сутки на территориях сельских населенных пунктов. Для этого предлагается выделить данное правонарушение в отдельный состав, дополнив статью 7.3 Кодекса новой частью 3. При этом административный штраф за данное правонарушение предлагается установить в меньшем размере, чем предусмотрено действующей редакцией указанной статьи (для должностных лиц в 10 раз, для юридических лиц - в 30 раз).
В пояснительной записке авторы законопроекта указывают, что законопроект разработан в целях предотвращения потенциально возможного банкротства малорентабельных пользователей недр. Добыча подземных вод, используемых для целей питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов сельскохозяйственного производства, посредством действующих одиночных водозаборных скважин или нескольких водозаборных скважин суммарной производительностью до 500 кубических метров в сутки на территориях сельских населенных пунктов по своим последствиям оказалась приравнена к добыче золота, алмазов, нефти. Высокие же штрафные санкции одинаковы для всех.
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах, то есть относит их к недрам. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" не выделяет добычу подземных вод в самостоятельный вид недропользования (ст. 6) и устанавливает особый режим пользования недрами, выражающийся в обязательном получении лицензии на пользование недрами и соблюдении ее условий. При этом установленный режим пользования недрами распространяется в равной мере на всех пользователей недр независимо от территории, на которой осуществляется добыча подземных вод, а также от целей добычи.
Предлагаемые законопроектом изменения вступают в противоречие с принципом равенства перед законом, закрепленным в ст. 1.4 Кодекса, согласно которому лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом, а юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Кроме того, необходимо также учитывать, что только 31 марта 2010 года вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, внесенные Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", значительно увеличившие размеры штрафов за правонарушения, связанные с пользованием недрами без лицензии, вплоть до одного миллиона рублей для юридических лиц. Поэтому значительное снижение штрафных санкций за совершение правонарушений в указанной сфере при отсутствии анализа правоприменительной практики в целом по Российской Федерации представляется непоследовательным.
Авторы законопроекта, указывая на затруднительное положение от больших штрафов малорентабельных сельхозкооперативов и жилищно-коммунальных организаций, не учитывают положения статья 19 Закона Российской Федерации "О недрах", согласно которым собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, данная категория недропользователей может осуществлять указанную деятельность без лицензии и к ответственности за ее отсутствие привлечена быть не может.
Согласно статье 4.1 Кодекса при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности с объявлением ему устного замечания (статья 2.9 Кодекса).
С учетом изложенного, законопроект рекомендуется Комитетом к отклонению.
Комитеты Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, а также по вопросам местного самоуправления - соисполнители не поддерживают принятие в первом чтении данной законодательной инициативы.
Правительством Российской Федерации представлен отрицательный отзыв на законопроект.
Также необходимо отметить, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, которым также предлагаются изменения в статью 7.3 Кодекса. Это проект федерального закона N 507228-5 "О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Костромской областной Думой.
Указанный законопроект в соответствии с Регламентом Государственной Думы следует рассматривать одновременно с данным проектом федерального закона в порядке, установленном для рассмотрения альтернативных законопроектов.
Утверждено на заседании Комитета " 30 " августа 2011 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.