Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по собственности от 2 июня 2011 г. N 3.9-103/3 по проекту федерального закона N 535750-5 "О внесении изменений в статью 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части усиления ответственности за неправомерные действия при банкротстве)
внесенный Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 535750-5 "О внесении изменений в статью 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается существенно, в четыре раза (с 5 - 10 тысяч рублей до 20 - 40 тысяч рублей) увеличить размеры штрафных санкций за неправомерные действия при банкротстве:
сокрытие имущества, имущественных прав и обязательств, сведений об имуществе, отчуждение имущества должника, уничтожение, сокрытие фальсификация бухгалтерских документов;
неправомерное удовлетворение требований одних кредиторов за счет имущества должника заведомо в ущерб другим кредиторам;
неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, устанавливаемых законодательством о банкротстве;
неисполнение руководителем должника обязанности по подаче заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд в случаях, установленных законодательством о банкротстве.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что его принятие необходимо для обеспечения своевременной выплаты работодателями заработной платы работникам.
Комитет по собственности разделяет позицию авторов законопроекта о необходимости усиления ответственности за допускаемые в ходе процедуры банкротства правонарушения, поскольку такие действия могут нанести существенный ущерб законным интересам как должника, так и кредиторов.
В то же время Комитет по собственности считает необходимым отметить, что повышение штрафов за неправомерные действия при банкротстве непосредственно не связано с декларируемой авторами законопроекта главной целью его принятия - недопущением задержек по выплате заработной платы, потому что такие задержки могут не иметь причинно-следственной связи с осуществлением процедур банкротства в связи с недобросовестными действиями или бездействием руководителя должника или собственника его имущества.
В этой связи, по мнению Комитета по собственности, для решения проблемы своевременной выплаты заработной платы целесообразно использовать комплексный подход, связанный с формированием за счет взносов работодателей специального фонда, из которого должна погашается задолженность по заработной плате в случае подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. При этом такое заявление может быть подано любым кредитором, в том числе и работниками организации - должника.
Комитет по собственности полагает, что законопроект вступает в противоречие с базовым принципом построения Кодекса об административных правонарушениях РФ - соразмерности наказания за одинаковые или близкие по степени общественной опасности правонарушения. В частности, в случае принятия законопроекта, санкции за нарушения при банкротстве будут в несколько раз выше, чем за менее общественно опасные правонарушения в области предпринимательской деятельности, такие как фиктивное или преднамеренное банкротство, воспрепятствование должностными или иными лицами финансовой организации деятельности временной администрации финансовой организации, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий и т.д.
В этой связи с точки зрения Комитета по собственности к пересмотру размера штрафных санкций следует подходить более системно, и если проводить подобное повышение, то осуществлять его необходимо комплексно в отношении всех правонарушений в области предпринимательской деятельности
Комитет по собственности считает необходимым также принять во внимание, что руководитель должника, члены органов управления должника несут гражданско-правовую ответственность за ущерб, понесенный кредиторами в связи неправомерными действиями (бездействием), приведшие к банкротству.
С учетом вышеизложенного Комитет по собственности не поддерживает концепцию проект федерального закона N 535750-5 "О внесении изменений в статью 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.