Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 517265-5 "О внесении изменений в статью 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления наказания за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства), внесенный Советом народных депутатов Кемеровской области
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона.
Законопроект предусматривает увеличение размера административного штрафа, установленного частью 1 статьи 19.5 (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), для граждан до трех - пяти тысяч рублей, должностных лиц - десяти - двадцати тысяч рублей; для юридических лиц - от ста до двухсот тысяч рублей.
В настоящее время частью 1 статьи 19.5 Кодекса за данное правонарушение предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
По мнению авторов законопроекта, установленный частью 1 статьи 19.5 Кодекса низкий размер административного штрафа является причиной снижения эффективности и результативности осуществления мероприятий по контролю и надзору.
Однако авторы законопроекта не учитывают того, что в частях 2 - 11 статьи 19.5 Кодекса юридически обособлены составы представляющих повышенную общественную опасность административных правонарушений, в результате совершения которых охраняемым законом общественным отношениям может быть причинен наиболее ощутимый вред. Государственной Думой 10 мая 2011 года был принят Федеральный закон N 482218-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности", дополнивший статью 19.5 Кодекса новыми частями 12-14, предусматривающими повышенную административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон N 120-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности"
Выделяя в отдельные составы статьи 19.5 Кодекса представляющие повышенную общественную опасность административные правонарушения, законодатель исходил из того, что часть 1 статьи 19.5 Кодекса устанавливает административную ответственность за менее грубые нарушения.
Учитывая изложенное, Комитет полагает, что предлагаемое авторами законопроекта усиление санкций за неисполнение предписаний любого уполномоченного государственного органа об устранении допущенных нарушений или об устранении условий, способствующих совершению правонарушения, без учета сферы деятельности, в которой совершено нарушение, и причиненного ущерба может привести к непропорциональному применению мер административного наказания.
Кроме того, необходимость ужесточения ответственности требует веских обоснований, в том числе наличия статистических данных об устойчивой тенденции увеличения роста числа соответствующих административных правонарушений ввиду несоответствия правонарушения и установленного за него наказания в целом по Российской Федерации, в том числе данных о повторности их совершения.
Такие сведения и обоснования в пояснительной записке к законопроекту не представлены, из чего следует, что соответствующий анализ авторами не проводился (авторами указывается только количество дел, возбужденных в регионе в 2009 году по статье 19.5 Кодекса).
В отсутствие подобных сведений предлагаемое усиление ответственности представляется лишенным достаточных оснований.
На основании вышеизложенного, Комитет не поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "2" июня 2011 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.