Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 616065-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"
Досье на проект федерального закона
Целью проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" является дальнейшее повышение требований к минимальному значению собственных средств (капитала) для кредитных организаций. Данная мера способствует повышению финансовой устойчивости банковской системы и направлена на реализацию положений Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года.
Федеральный закон от 28 февраля 2009 г. N 28-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон 28-ФЗ) установил минимальный уровень собственных средств (капитала) банков и его поэтапное повышение к 2012 году.
Так, действующая редакция Федерального закона "О банках и банковской деятельности" устанавливает, что в случае, если размер собственных средств (капитала) банка по состоянию на 1 января 2007 г. был менее 90 млн. рублей, банк обязан довести размер собственных средств (капитала) до указанного размера к 1 января 2010 г., а к 1 января 2012 г. до 180 млн. рублей. Если размер собственных средств (капитала) банка по состоянию на 1 января 2007 г. был более 90 млн. рублей, но менее 180 млн. рублей, банк обязан довести размер собственных средств (капитала) к 1 января 2012 г. до 180 млн. рублей.
В настоящее время первый этап банками успешно выполнен. По состоянию на 1 апреля 2009 г., т.е. первую отчетную дату после вступления в силу Закона 28-ФЗ, 145 банков (14% от общего количества действующих банков - 1 033*) имели капитал менее 90 млн. рублей и 278 банков (26,9% от общего количества) имели капитал менее 180 млн. рублей. Общая сумма, которая была необходима банкам для достижения установленного размера собственных средств (капитала) к 1 января 2010 г. до 90 млн. рублей, составляла 6 485,5 млн. рублей.
122 банка из 145 выполнили требование об увеличении размера собственных средств до 90 млн. рублей, прирост их собственных средств составил 7 838 млн. рублей, в том числе рост уставного капитала - 5 695,1 млн. рублей. Впоследствии у 1 банка лицензия была отозвана.
Из оставшихся 23 банков: у 13 банков отозваны лицензии на осуществление банковских операций, при этом по ряду банков не только в связи с недостаточным капиталом, но и в связи с наличием иных оснований; 1 банк добровольно ликвидировался, 1 банк присоединился к другому, 8 банков сменили статус на небанковскую кредитную организацию (впоследствии у 1 банка лицензия была отозвана).
Установление требования к минимальной величине собственных средств (капитала) не оказало негативного влияния на стабильность банковской системы и доступность банковских услуг. Владельцы большинства банков нашли необходимые ресурсы для выполнения новых требований к капиталу или возможность привлечь новых инвесторов к докапитализации банков.
Повышение капитализации небольших банков создает экономические стимулы для их перехода от обслуживания небольшого круга клиентов, как правило, связанных с бизнесом владельцев и менеджеров, к деятельности в качестве полноценных финансовых посредников, предлагающих услуги широкому кругу лиц.
Тем самым повышение капитализации банков увеличивает финансовую устойчивость банковского сектора.
Банки, располагающие капиталом менее 300 млн. рублей, не играют заметной роли на рынке банковских услуг. Их количество в 2011 году уменьшилось с 375 (по состоянию на 1 января 2011 г.) до 329** (к 1 сентября 2011 г.), т.е. на 46 банков.
Размер собственных средств (капитала) указанных 329 банков составляет 61,8 млрд. рублей (или 1,3% от капитала всех банков Российской Федерации). На их долю приходится 0,9% активов действующих банков и 1,0% вкладов физических лиц. Предлагаемое решение не окажет заметного для потребителя банковских услуг влияния, в силу того, что подавляющий объем предоставляемых услуг, а также точек обслуживания клиентов обеспечиваются банками с большей, чем 300 млн. рублей, величиной собственных средств (капитала).
По состоянию на 1 сентября 2011 г. в 17 субъектах Российской Федерации отсутствуют банки с размером собственных средств (капитала) более 300 млн. рублей, а 24 зарегистрированных в данных регионах банков предоставляют услуги в 110 филиалах и внутренних структурных подразделениях. В то же время количество филиалов и иных внутренних структурных подразделений банков, расположенных в других регионах, с размером собственных средств более 300 млн. рублей, составляет в тех же самых регионах 3196.
Вместе с тем, у собственников банков имеется значительный временной промежуток (3 года) для принятия всех необходимых мер по повышению размера собственных средств (капитала) до 300 млн. рублей к 1 января 2015 г. Успешное повышение подавляющим большинством банков размера собственных средств (капитала) до 90 млн. рублей за 9 месяцев 2009 года на практике продемонстрировало возможность реализации повышения требований к капиталу (в установленных законом пороговых значениях) без какого-либо влияния на стабильность банковской системы Российской Федерации и доступность банковских услуг для юридических и физических лиц.
С учетом настоящих изменений в случае, если банк не достиг размера собственных средств (капитала) к 2010 году равного 90 млн. рублей, и соответственно к 2012 году равного 180 млн. рублей, а к 2015 году - 300 млн. рублей, и не подал при этом в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации, Банк России обязан отозвать у такого банка лицензию на осуществление банковских операций.
Одновременно с повышением минимальной величины собственных средств (капитала) действующих банков законопроект предлагает повышение минимального уровня капитала вновь создаваемых банков до 300 млн. рублей в опережающем режиме с 1 января 2012 г., что создает равные конкурентные условия для потенциальных инвесторов вновь создаваемых банков и владельцев действующих банков.
Изменения в законопроекте сохраняют действующий порядок, предоставляющий банкам, допускающим снижение собственных средств (капитала) ниже минимального уровня 180 млн. рублей с 1 января 2012 г. и 300 млн. рублей - с 1 января 2015 г., трехмесячный срок для устранения нарушения, а также предоставляющий годичный срок для устранения нарушений, вызванных снижением показателя собственных средств (капитала) вследствие изменения Банком России методики расчета.
------------------------------
* Без учета банков, в отношении которых государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" осуществлялись меры по предупреждению банкротства.
** Здесь и далее - без учета НКО и банков, находящихся под управлением государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.