Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
В связи с отсутствием в законопроекте вопросов, требующих заключения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, направляется официальный отзыв.
Законопроект направлен на повышение эффективности деятельности общественных наблюдательных комиссий по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.
По законопроекту имеются следующие замечания.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предусматривается внесение в статью 2 Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (далее - Федеральный закон) изменений, в соответствии с которыми к лицам, находящимся в местах принудительного содержания, будут относиться также лица, находящиеся в психиатрических стационарах общего типа, специализированного типа либо специализированного типа с интенсивным наблюдением, к которым по определению суда применены принудительные меры медицинского характера.
Между тем законопроектом не предусматривается внесение изменений в Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", в частности, в статью 46, регулирующую отношения, связанные с осуществлением контроля общественных объединений за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи.
Подпунктом "б" пункта 9 статьи 1 законопроекта предлагается внести в часть 10 статьи 10 Федерального закона изменение, устанавливающее, что руководящие коллегиальные органы не менее трех общественных объединений, обладающих правом на выдвижение кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии, вправе обратиться к секретарю Общественной палаты Российской Федерации с предложением о продолжении процедуры образования общественной наблюдательной комиссии в соответствующем субъекте Российской Федерации, если деятельность общественной наблюдательной комиссии приостановлена в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона.
Данное изменение представляется необоснованным, поскольку часть 1 статьи 11 Федерального закона регламентирует вопросы приостановления деятельности состава уже сформированной общественной наблюдательной комиссии, а статья 10 Федерального закона определяет порядок образования общественных наблюдательных комиссий и наделения полномочиями членов общественных наблюдательных комиссий.
Пунктом 10 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменение в пункт 2 части 1 статьи 13 Федерального закона, направленное на уточнение основания приостановления полномочий члена общественной наблюдательной комиссии.
Вместе с тем предлагаемая формулировка "с момента взятия под стражу в качестве лица, обвиняемого в совершении преступления" не согласуется с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и не учитывает, что не во всех случаях к лицу, признанному обвиняемым по уголовному делу, применяется мера пресечения в виде заключения под стражу. Кроме того, указанная мера пресечения применяется не только к обвиняемым, но и к подозреваемым.
Подпунктом "а" пункта 12 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменение в пункт 6 части 1 статьи 15 Федерального закона, определяющее в качестве формы деятельности общественной наблюдательной комиссии "предоставление дополнительных сведений по вопросу об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденного или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания". Между тем статьей 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок подачи ходатайства в суд о применении к осужденному условно-досрочного освобождения или представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, не предусматривается предоставление каких-либо дополнительных сведений в рамках решения данных вопросов.
Предусмотренное законопроектом дополнение пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона, в соответствии с которым члены общественной наблюдательной комиссии будут вправе знакомиться с видео-, аудиоматериалами, полученными с помощью установленных в местах принудительного содержания средств видеонаблюдения и звукозаписи, за исключением относящихся к предмету оперативно-разыскной деятельности, деятельности органов дознания и следствия, представляется нецелесообразным из-за невозможности исключить из общего видео-, аудиоматериала содержание записи, относящееся к предмету оперативно-разыскной деятельности, деятельности органов дознания и следствия. Такое мероприятие может привести к разглашению тайны следствия, сведений по уголовным делам, а также персональных данных.
Вызывает сомнение целесообразность проведения членами общественных наблюдательных комиссий бесед по вопросам оказания медицинской помощи с лицами, находящимися в транспортных средствах (пункт 14 статьи 1 законопроекта), с точки зрения обеспечения безопасности перевозок данных лиц, а также самих членов общественной наблюдательной комиссии. Представляется, что такие беседы могут проводиться в конечных либо промежуточных стационарных пунктах перемещения.
Подпунктом "б" пункта 15 статьи 1 законопроекта предусматривается, что руководитель лечебного учреждения вправе не разрешить проведение беседы с содержащимся в лечебном учреждении лицом, к которому по определению суда применены принудительные меры медицинского характера.
Между тем в соответствии с положениями части первой статьи 443 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации суд выносит не определение, а постановление о применении к лицу принудительных мер медицинского характера.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии учета высказанных замечаний до его рассмотрения в первом чтении.
Заместитель Председателя |
В. Володин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Аппарата Правительства РФ от 11 октября 2011 г. N 5167п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вносимый членом Совета Федерации Б.И. Шпигелем и депутатом Государственной Думы С.А. Поповым"
Текст письма официально опубликован не был