Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам на проект федерального закона N 497981-4 "О внесении изменений в статьи 270 и 286 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части предоставления налогоплательщику права уменьшать налоговую базу при исчислении налога на прибыль при условии перечисления средств общественным организациям, занимающимся благотворительной деятельностью), внесенный депутатами Государственной Думы Е.Ю. Семеновой, Н.В. Пугачевой, а также Б.Н. Пастуховым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается предоставить организации право при исчислении налога на прибыль уменьшать не более чем на 5 процентов налоговую базу на сумму перечисленных им средств на благотворительные цели общественным организациям, специализирующимся на оказании помощи детям-инвалидам, детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, или специализирующимся на решении проблем детской беспризорности.
Комитетом предлагаемые законопроектом меры не поддерживаются по следующим основаниям.
Фактически авторами законопроекта предлагается восстановить льготу по налогу на прибыль, действовавшую на основании Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в отношении взносов на благотворительные цели (в части вышеперечисленных средств), а также порядок предоставления этой льготы посредством уменьшения налоговой базы на сумму этих средств при исчислении подлежащих к уплате сумм налога.
Однако при разработке законопроекта его авторами не учтены принципы, заложенные в основу реформирования налога на прибыль организаций при введении в действие главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) - значительное понижение ставки налога, отход от понятия налогооблагаемой прибыли и введение порядка определения налоговой базы для целей исчисления налога, а также отмена ранее действовавших льгот в связи с введением принципа соответствия произведенных расходов полученным доходам.
В соответствии пунктом 1 статьи 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, под документально подтвержденными затратами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Перечисление организацией средств на благотворительные цели общественным организациям, специализирующимся на оказании помощи детям-инвалидам, детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, или специализирующимся на решении проблем детской беспризорности, направлено прежде всего на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод.
Таким образом, в целях исчисления налога на прибыль организаций указанные средства не могут быть признаны экономически обоснованными расходами, уменьшающими налоговую базу. Организации, изъявившие желание добровольно пожертвовать средства на благотворительные цели, вправе осуществить пожертвования за счет чистой прибыли.
Кроме того, следует учитывать, что реализация предлагаемых законопроектом мер приведет также к потерям федерального бюджета, и в особенности - бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако размеры выпадающих доходов соответствующих бюджетов и источники их компенсации в финансово-экономическом обосновании не приводятся.
К законопроекту имеются также замечания юридико-технического характера.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 497981-4 "О внесении изменений в статьи 270 и 286 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.