Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам по проекту федерального закона N 310407-4 "О внесении изменения в статью 255 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об уточнении терминологии в части расходов на оплату труда в целях определения налога на прибыль организаций), внесенному членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Мироновым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 310407-4 "О внесении изменения в статью 255 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемым законопроектом предлагается внести изменение в пункт 21 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), изложив его в новой редакции, согласно которой к расходам на оплату труда в целях главы 25 Кодекса относятся расходы на выплату вознаграждений физическим лицам, не состоящим в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ (оказание услуг) по заключенным договорам гражданско-правового характера, за исключением вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями.
По мнению автора законопроекта, выраженному в пояснительной записке к законопроекту, употребление в действующей в настоящее время редакции указанного пункта терминологии "оплата труда работников", используемой в Трудовом кодексе Российской Федерации, применительно к понятию "договор гражданско-правового характера" не вполне обосновано.
Тем не менее, Комитет отмечает, что Гражданский кодекс Российской Федерации использует термин "оплата труда работников" применительно к гражданско-правовому договору (например, в статье 1086).
Что касается предлагаемого изменения в части включения в указанную норму Кодекса расходов на выплату вознаграждений физическим лицам за оказание ими услуг, необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом перечень расходов на оплату труда, установленный статьей 255 Кодекса, носит открытый характер.
Расходы на выплату вознаграждений физическим лицам, в том числе за оказание услуг, при соответствии их критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 Кодекса, в настоящее время могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Таким образом, предлагаемая законодательная мера учтена в действующем законодательстве и представляется излишней.
Комитет также отмечает, что предлагаемый в законопроекте порядок вступления в силу федерального закона не соответствует требованиям пункта 1 статьи 5 Кодекса, согласно которым акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 310407-4 "О внесении изменения в статью 255 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.