Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству на проект федерального закона N 337911-4 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
(по вопросам уточнения перечня общего имущества в многоквартирном доме и снижении порога для принятия решений собственниками помещений в многоквартирном доме)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 337911-4 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенным В.С. Катренко, Г.И. Райковым, А.А. Орголайненом, в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, предлагается путем внесения изменений в ряд статей Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) упростить закрепленный действующими нормами ЖК РФ порядок принятия решений собственниками помещений в многоквартирном доме об уменьшении размера общего имущества указанных собственников.
1. Законопроектом предлагается уточнить закрепленный в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ примерный перечень объектов в многоквартирном доме, которые относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. В частности, законопроектом предлагается отнести к общему имуществу только те технические помещения в доме (технические этажи, чердаки и подвалы), пространства которых заняты инженерными коммуникациями, иным обслуживающим более одного помещения оборудованием - и только в случае, если перенос указанных коммуникаций и оборудования в иные помещения невозможен без нарушения прав кого-либо из собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае принятия предложенного изменения те объекты общего имущества, из которых возможен вынос инженерных коммуникаций, лишатся статуса объектов общего имущества, и неизбежно встанет вопрос относительно того, кто является их собственником.
Внесение соответствующего изменения не может быть поддержано Комитетом также и потому что оно идет вразрез с уже закрепленными частью 1 статьи 36 ЖК РФ критериями, в соответствии с которыми возможно определение, является ли тот или иной объект общим имуществом или нет - расположенность вне жилых помещений и предназначенность для обслуживания более одного помещения в доме. Эти критерии позволяют не перечислять в статье 36 ЖК РФ весь перечень всех возможных объектов, которые могут быть признаны общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, а ограничиться примерным открытым перечнем, как это сделано в части 1 статьи 36 ЖК РФ.
2. Законопроектом предлагается упростить процедуру получения лицами, предполагающими осуществление реконструкции жилых помещений с присоединением к ним общего имущества (например, присоединение чердачного помещения или подвального помещения к квартире и создания нового объекта - квартиры большей площади) согласия собственников помещений в многоквартирном доме на осуществление такой реконструкции.
Согласно действующим нормам ЖК РФ для осуществления реконструкции жилого помещения, если такая реконструкция предполагает присоединение к жилому помещению общего имущества (т.е. уменьшение размера общего имущества), необходимо согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Законопроектом предлагается снизить порог, необходимый для принятия таких решений до 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме, при этом установив необходимость получения согласия всех собственников помещений в доме, которые непосредственно прилегают к помещениям, в отношении которых предполагается реконструкция, переустройство и (или) перепланировка.
Вместе с тем необходимо учитывать, что нормы о том, что общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в доме, установлено не только в статье 36 ЖК РФ, но и в статье 290 Гражданского кодекса РФ. При этом также необходимо иметь в виду, что уменьшение размера общего имущества - в любом случае является распоряжением собственниками принадлежащим им имуществом, и на отношения общей долевой собственности (независимо, от того, являются ли объекты общей долевой собственности объектами недвижимости в жилищной сфере, или речь идет об иных объектах), на них распространяются общие нормы Гражданского кодекса РФ, в том числе требование о том, что распоряжение общей долевой собственностью происходит по взаимному согласию всех ее участников (ст. 247 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, принятие предложенных законопроектом изменений лишит собственников помещений в многоквартирном доме возможности в полной мере реализовывать принадлежащие им в соответствии с Гражданским кодексом РФ правомочия. Данный подход не может быть поддержан Комитетом как подрывающий институт собственности.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству предлагает Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 337911-4 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", внесенный В.С. Катренко, Г.И. Райковым, А.А. Орголайненом в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.