Досье на проект федерального закона
С июня 1995 года в России действует Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (далее - Федеральный закон N 98-ФЗ), который не отвечает требованиям настоящего времени, не обеспечивает решение вопросов, связанных с конкретными мерами, направлениями и формами государственной поддержки молодежных и детских объединений. Кроме того, действующим федеральным законом определены условия только для общероссийских, международных молодежных и детских объединений, соблюдение которых необходимо для получения государственной поддержки. В нем регламентированы требования к ведению только федерального реестра, нет чётко прописанного механизма получения поддержки на региональном и муниципальном уровнях.
Проект Федерального закона "О поддержке молодежных и детских общественных объединений" разработан в целях реализации положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, согласно которой одним из направлений государственной молодежной политики является создание условий для деятельности молодежных и детских общественных объединений с целью ее позитивной социализации, самореализации, социального развития.
Кроме того, практически все субъекты Российской Федерации прислали многочисленные предложения по изменению действующего Федерального закона N 98-ФЗ, что обусловило необходимость принятия федерального закона о поддержке молодежных и детских объединений в новой редакции.
Молодежным и детским объединениям в силу возрастных особенностей в приоритетном порядке необходима поддержка органов государственной власти и органов местного самоуправления для развития и осуществления уставной деятельности в отличие от других общественных объединений, членами и участниками которых являются взрослые граждане. Детские или молодежные объединения не могут наравне с другими общественными объединениями конкурировать, участвуя, например, в конкурсах и претендовать на получение финансовых или имущественных средств.
Законопроект направлен на регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением поддержки молодежных и детских объединений федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
При этом законопроектом предлагается концептуально новый подход к регулированию вопросов оказания поддержки молодежным и детским объединениям по сравнению с действующим Федеральным законом N 98-ФЗ.
Так, Федеральный закон N 98-ФЗ регулирует вопросы оказания государственной поддержки молодежным и детским общественным объединениям лишь федеральными органами государственной власти. Законопроект определяет меры поддержки только для молодежных и детских объединений на всех уровнях органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В отличие от Федерального закона N 82-ФЗ законопроект дифференцирует возрастные и численные критерии для объединений различного уровня (в то время как действующий закон устанавливает общее количество участников для всех уровней объединений), расширен перечень принципов как основополагающих начал, основных положений, являющихся ориентиром при осуществлении поддержки молодежных и детских общественных объединений.
В соответствии с Федеральным законом N 82-ФЗ членами и участниками детского объединения могут быть граждане, достигшие 8 лет. По мнению различных субъектов Российской Федерации, данная норма ограничивает возможность участия в детском объединении детей с 7 лет, с 6 лет. В связи с этим, законопроектом устанавливается, что членами или участниками детского объединения могут быть несовершеннолетние граждане, достигшие 6 лет, и в возрасте не старше 18 лет.
Возраст членов или участников молодежного объединения предлагается установить от 14 до 30 лет как и в действующем Федеральном законе N 98-ФЗ.
В статье 5 законопроекта определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки молодежных и детских объединений.
С целью повышения гражданской активности деятельности молодежных и детских объединений законопроектом предлагаются условия поддержки и детских общественных объединений, позволяющие охватить большее количество таких объединений, чем это предусмотрено действующим Федеральным законом N 98-ФЗ.
Важной новацией является, что органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают поддержку молодежным и детским объединениям, реализующим основные направления молодежной политики и защиты детства, определяемыми ежегодно уполномоченным федеральным и (или) региональным органом, органом местного самоуправления с учетом основных направлений внутренней и внешней политики, обозначенных в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, концепций и (или) программ социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, национально-культурных особенностей и традиций субъектов Российской Федерации. Их осуществление позволяет органам государственной власти и органам местного самоуправления оказывать таким организациям поддержку в различных формах: финансовой, имущественной, информационной, консультационной, научно-методической, организационной; подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников, членов, участников молодежных и детских объединений.
Действующий Федеральный закон N 98-ФЗ определяет требования к ведению только федерального реестра. Включение в указанный федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, осуществляется в заявительном порядке по желанию этих объединений. В 2010 году в федеральном реестре состояли 3 молодежные организации из 14 молодежных и детских объединений, пользовавшихся государственной поддержкой. В 2011 году - в федеральном реестре состоит 1 объединение из 9 молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.
Кроме того, действующий федеральный закон не обязывает субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вести реестры детских и молодежных объединений. По информации субъектов Российской Федерации, только в 5 субъектах ведется единый реестр, включающий региональные и муниципальные молодежные и детские объединения, в 41 субъекте - в реестр включены только региональные молодежные и детские объединения, только в 5 субъектах ведутся муниципальные реестры. В остальных субъектах Российской Федерации реестр вообще не ведется. Отсутствие законодательного регулирования, устанавливающего единые требования к ведению реестров, не позволяет охватить полноту информации о молодежных и детских объединениях, пользующихся поддержкой. Статья 7 законопроекта регламентирует порядок ведения федерального реестра, реестра субъектов Российской Федерации, муниципальных реестров молодежных и детских объединений - получателей поддержки, порядок предоставления сведений реестра молодежных и детских объединений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, в уполномоченный федеральный орган, устанавливает точный перечень сведений, подлежащих обязательному включению в реестр.
По сравнению с действующим Федеральным законом N 98-ФЗ законопроектом предусматривается значительное расширение форм поддержки молодежных и детских объединений, которые имеют диспозитивный характер. Это даст возможность субъектам Российской Федерации направлять бюджетные средства на оказание поддержки в пределах бюджетных ассигнований на соответствующий период и не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Устанавливаемое право регионов и органов местного самоуправления использовать различные формы поддержки будет способствовать развитию молодежных и детских объединений и более активному участию этих организаций в жизни общества. Так, в статье 8 законопроекта перечислены формы оказания поддержки молодежных и детских объединений, устанавливается каким молодежным и детским объединениям будет оказываться поддержка на федеральном уровне, на региональном уровне, на муниципальном уровне, регламентируется порядок предоставления поддержки молодежных и детских объединений на соответствующем уровне.
Согласно действующему Федеральному закону N 98-ФЗ в настоящее время финансовое обеспечение мероприятий по поддержке молодежных и детских объединений осуществляется только за счет средств, предусматриваемых в разделах (подпрограммах) федеральных программ в области государственной молодежной политики и защиты детства. В настоящее время ни одной такой федеральной программы не принято. Вместе с тем, расходные обязательства Российской Федерации в сфере молодежной политики и оздоровления детей предусмотрены в составе расходов федерального бюджета в виде бюджетных ассигнований на проведение мероприятий для детей и молодежи. Освоение данных средств осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что вызывает сложности получения поддержки молодежными и детскими объединениями в связи с необходимостью участия в торгах наравне с коммерческими структурами, бюджетными организациями, общественными объединениями, членами и участниками которых являются взрослые граждане. По данным Минюста России и его территориальных органов, по состоянию на 1 февраля 2011 года были зарегистрированы 3725 общественных объединений, в наименовании которых содержатся слова "детские" и "молодежные". В 2010 году лишь 19% средств федерального бюджета, выделенных Федеральному агентству по делам молодежи по подразделу "Проведение мероприятий для детей и молодежи", получили 17 молодежных и детских объединений. По состоянию на 1 октября 2011 4,5 % средств федерального бюджета по указанному подразделу года получили 10 молодежных и детских объединений.
По информации 62 субъектов Российской Федерации, в настоящее время на территории Российской Федерации функционируют более 24 тысяч молодежных и детских объединений. В 2010 году на поддержку молодежных и детских объединений было выделено 318, 467 млн. рублей из региональных бюджетов. В одних регионах финансирование было предусмотрено в региональных целевых программах, в других регионах - в виде бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, в третьих регионах - проводятся конкурсы на предоставление грантов (в настоящее время понятие "грант" отсутствует в Бюджетном кодексе Российской Федерации). Как отмечают регионы, самой большой трудностью является проведение конкурсов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, в которых молодежные и детские объединения участвуют без преференций, на общих основаниях наряду с другими коммерческими и некоммерческими структурами и получают финансирование единицы молодежных и детских объединений. Вместе с тем, в 2011 году в этих же регионах запланированы средства в сумме 568, 458 млн. рублей на поддержку молодежных и детских объединений и, следовательно, не потребуется дополнительных расходов федерального бюджета.
Кроме того, действующим Федеральным законом N 98-ФЗ не предусмотрено оказание финансовой поддержки молодежных и детских объединений путем предоставления субсидий, как это установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Отсутствие четко разработанного механизма получения финансовой поддержки молодежными и детскими объединениями на всех уровнях вынуждает их обращаться к иностранным организациям за получением грантов. По информации субъектов Российской Федерации, неэффективность принимаемых мер по профилактике экстремизма среди молодежи обусловлена отсутствием понятных правил взаимодействия органов государственной власти с молодежными и детскими объединениями, несистемностью проводимых мероприятий по оказанию поддержки молодежным и детским объединениям, сложностью процедуры ее получения, незаинтересованностью молодежных и детских объединений в государственной регистрации как юридических лиц. Оказание финансовой поддержки молодежных и детских объединений, согласно статьи 9 законопроекта, может осуществляться за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, путем предоставления субсидий, что приведено в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Статьей 10 законопроекта предусматривается, в частности, предоставление молодежным и детским объединениям во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, порядок и условия предоставления которого устанавливаются соответственно органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом переданное имущество не подлежит отчуждению в собственность молодежных и детских объединений и может быть использовано только по целевому назначению. При нарушении указанных условий пользования имуществом последнее подлежит изъятию.
Статья 13 законопроекта предусматривает размещение на Едином информационном портале молодежных и детских объединений, информационном портале молодежных и детских объединений субъекта Российской Федерации информацию о планируемых, проводимых мероприятиях и иную информацию, касающуюся деятельности молодежных и детских объединений. Задачи информационных порталов могут решать официальные сайты уполномоченного федерального органа, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией указанной статьи, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченному федеральному органу в федеральном бюджете, уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций, и, следовательно, не потребуется дополнительных расходов федерального бюджета.
Расширение прав молодежных и детских объединений - получателей поддержки, по сравнению с действующим Федеральным законом N 98-ФЗ, направлено на развитие самореализации детей и молодежи в общественной жизни. Закрепление обязанностей молодежных и детских объединений - получателей поддержки в статье 17 законопроекта повышает ответственность этих объединений в самоорганизующей деятельности.
В связи с предлагаемыми изменениями предполагается внесение соответствующих изменений в федеральные законы "Об общественных объединениях", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О защите конкуренции". Поэтому одновременно с данным законопроектом подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Необходимость разработки мер по поддержке молодежных инициатив, талантливой молодежи, включению молодежи в социальную практику, по реализации таких направлений молодежной политики и защиты детства, как формирование у молодежи духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма, культуры межэтнических и межконфессиональных отношений в молодежной среде, противодействия распространению среди детей и молодежи наркомании, алкоголизма, табакокурения была отмечена поручением Президента Российской Федерации от 30.07.2099 г. N Пр-1994ГС по итогам Государственного совета Российской Федерации. В Докладе Государственного Совета Российской Федерации "Молодежная политика в Российской Федерации" 2009 года отмечается, что государство должно взять на себя инициативу по поддержке и развитию молодежных и детских общественных объединений всех уровней, созданию дополнительных форм и механизмов взаимодействия, стимулирующего общественную активность молодежи.
В работе над подготовкой проекта федерального закона принимали участие представители Администрации Президента Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, общественных организаций. Законопроект подготовлен с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации молодежной политики, муниципальных органов, участников парламентских слушаний "О концепции проекта федерального закона "О поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Принятие законопроекта установит понятные и прозрачные процедуры поддержки молодежных и детских объединений органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, будет стимулировать создание молодежных и детских объединений и их полноценное вовлечение в работу в правовом поле.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О поддержке молодежных и детских общественных объединений"
Принятие Федерального закона "О поддержке молодежных и детских общественных объединений" потребует изменения следующих актов федерального законодательства:
1. Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
4. Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О поддержке молодежных и детских общественных объединений"
Выполнение упомянутых мероприятий должно осуществляться начиная с 1 января 2012 года.
До наработки соответствующей правоприменительной практики произвести необходимые финансовые расчеты, связанные с реализацией положений законопроекта, не представляется возможным. В этой связи реализация федерального закона будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти в сфере установленных функций на соответствующий период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.