Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 614537-5 "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
Досье на проект федерального закона
Представленный законопроект разработан в целях исключения оснований для возникновения правовых конфликтов в сфере недропользования.
Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что оборотоспособность объектов гражданских прав означает допустимость совершения сделок и иных действий, направленных на их передачу в рамках гражданско-правовых отношений. По общему правилу объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться либо переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства без каких-либо запретов или ограничений или иным способом. Исключения из этого правила могут устанавливаться законом в отношении полного изъятия объектов из оборота или в установленном им порядке - для ограничения их оборота.
В соответствии со статьей 129 Гражданского кодекса Российской Федерации виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь отдельным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом. Так, согласно пункту 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иным способом в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Соответственно, для участков недр, являющихся природными ресурсами, установлены специальные правила оборотоспособности, напрямую указанные в законодательном акте специальной компетенции, - Законе Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах".
Основываясь на соответствующих конституционных нормах, статья 1.2 Закона РФ "О недрах" устанавливает, что недра в границах территории Российской Федерации являются исключительно государственной собственностью, при этом в соответствии со статьей 10.1 Закона РФ "О недрах" установлено, что право пользования участком недр возникает на основании решения, принятого соответствующими органами государственной власти в соответствии с действующим законодательством.
В рамках регулирования, установленных статей 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, норма части 2 статьи 1.2 Закона РФ "О недрах" устанавливает, что участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, и что права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускает федеральный закон. Исчерпывающий перечень оснований для перехода прав пользования участком недр установлен статьей 17.1 Закона РФ "О недрах". Соответственно, законодательство о недрах прямо запрещает отчуждение прав на участки недр, в том числе передачу их в аренду.
В то же время принятый в развитие Гражданского кодекса Российской Федерации закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в соответствии со статьей 26 предусматривает возможность регистрации права аренды участков недр, тем самым создает недопустимую правовую коллизию между законодательством о недрах и гражданским законодательством, в то время как право пользования участком недр возникает только по основаниям, предусмотренным действующим законодательством о недрах, которое запрещает передачу недр в аренду.
В этой связи необходимо из пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" исключить слова "участок недр".
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в части приведения норм Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к единым специальным правилам оборотоспособности участков недр) не потребует дополнительного выделения финансовых средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в части приведения норм Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к единым специальным правилам оборотоспособности участков недр) не потребует дополнительного выделения финансовых средств из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в части приведения норм Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к единым специальным правилам оборотоспособности участков недр) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.