Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 614047-5 "О внесении изменений в пункт "а" части 6 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемая поправка снимает требование получения согласия от родителя-иностранца на прием в российское гражданство в упрощенном порядке ребенка, другой родитель которого является гражданином Российской Федерации, при проживании ребенка за рубежом.
Внесение предлагаемой поправки сделает норму закона, изложенную в пункте "а" части 6 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", более последовательной и логичной, даст возможность защитить права родителя-гражданина Российской Федерации и его ребенка, находящихся за рубежом.
В настоящее время для оформления российского гражданства ребенку, родившемуся за рубежом и являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, у которого один из родителей имеет гражданство Российской Федерации, а второй - является гражданином другого государства, в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 14, необходимо заявление родителя - гражданина России и согласие на то второго родителя - иностранного гражданина, если ребенок проживает за рубежом.
В то же время такое согласие не требуется при нахождении ребенка на территории России. Также оно не требуется в случаях предоставления гражданства ребенку по рождению, когда один из родителей иностранец, что предусмотрено в пункте "в" части 1 статьи 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".
Как показывает практика, в случае конфликта в семьях, требование согласия от родителя-иностранца становится непреодолимым препятствием для защиты родительских прав граждан России (чаще - это матери) и прав самого ребенка.
О снятии требования обязательного согласия иностранного родителя на приобретение российского гражданства ребенком, находящимся за рубежом, просят в многочисленных обращениях, поступающих в Государственную Думу от граждан и правозащитных организаций. Внесение данной поправки рекомендовано участниками "круглого стола" на тему "О развитии двойного гражданства и положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих и временно пребывающих за рубежом", проведенного в Государственной Думе 5 апреля 2010 г.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в пункт "а" части 6 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в пункт "а" части 6 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не повлечет дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих изменению в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в пункт "а" части 6 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в пункт "а" части 6 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" потребуется внести изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4571; 2004, N 1, ст. 16; 2006, N 45, ст. 4670; 2007, N 31, ст. 4020; 2008, N 29, ст. 33476; 2009, N 34, ст. 4170; N 43, ст. 5049), в части предоставления права упрощенного приема в гражданство ребенка, один из родителей которого является гражданином Российской Федерации (без согласия на то другого родителя независимо от места проживания ребенка: на территории Российской Федерации или за ее пределами).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.