Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 612877-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В ноябре 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 296-ФЗ "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", который предусматривает отнесение туризма к вопросам совместного ведения федеральных и региональных органов государственной власти.
Принятие этого закона позволяет разработать и внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный закон), в которых должны быть конкретизированы полномочия регионов в сфере туризма. Законопроектом предусматривается дополнить Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" статьей 3.1, статьей 3.2, статьей 3.3.
В статье 3.1 содержится перечень полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области туризма и туристской деятельности. К ним относятся, в том числе, выработка и реализация государственной политики, формирование правовых основ единого туристского рынка Российской Федерации, защита прав и интересов российских туристов за пределами территории Российской Федерации, обеспечение безопасности туризма, разработка и реализация стратегий (концепций) развития туризма, а также государственных (федеральных целевых, отраслевых и иных) программ и другие положения.
Статья 3.2 содержит перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области туризма и туристской деятельности. Они касаются, в том числе, разработки и реализации региональных отраслевых программ, стратегий или концепций, обеспечения безопасности туризма, защиты прав и законных интересов российских туристов на территориях субъектов Российской Федерации, проведения аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, продвижения региональных туристских продуктов и многих других вопросов, затрагивающих комплексную сферу туризма.
Данные положения корреспондируются статьям 2, 3 и 4 Федерального закона. Так, в соответствии со статьей 2 субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты в сфере туризма, не противоречащие федеральному законодательству. Согласно статье 3 Федерального закона государство (от имени которого, как известно, выступают не только федеральные органы государственной власти, но и органы государственной власти субъектов Российской Федерации), признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития. Статьей 4 Федерального закона предусматривается, что государственное регулирование туристской деятельности осуществляется, в том числе путем разработки и реализации региональных программ развития туризма.
В связи с предлагаемым законопроектом следует также отметить, что Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления наделены правом на создание условий для развития туристской деятельности. В статье 3.3 разъясняются права органов местного самоуправления в области туризма и туристской деятельности.
В связи с тем, что в настоящее время проведение аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников законодательством Российской Федерации не предусмотрено, а во многих субъектах Российской Федерации уже введена аттестация вышеуказанных профессий с разными требованиями, предлагается в статье 1 Федерального закона дополнить понятия: экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, и после слов "профессионально подготовленное" добавить слова ", прошедшее аттестацию".
В статье 5 Федерального закона предлагается наименование изложить в новой редакции: "Статья 5. Стандартизация, классификация, аттестация в области туристской индустрии", а также дополнить ее частью третьей, в которой устанавливается, что "требования к экскурсоводам (гидам), гидам-переводчикам, а также к инструкторам-проводникам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма", что позволит с 1 ноября 2012 года создать единые требования к аттестации вышеуказанных профессий на всей территории Российской Федерации.
Предлагается также в Федеральном законе изменить название "федерального органа исполнительной власти в сфере туризма" на "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма", так как в настоящее время государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляют в пределах своих полномочий два органа власти: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма (Минспорттуризм России) и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма (Ростуризм).
Таким образом, для развития туризма создана законодательная основа на всех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном. Практически во всех субъектах Российской Федерации функционируют органы управления в сфере туризма. Однако, принятие данного проекта федерального закона позволит упорядочить функции этих органов власти, более четко определить полномочия как органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования туристской деятельности, так и субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Принятие законопроекта будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма, продвижению и реализации туристского продукта, повышению экономического потенциала субъектов Российской Федерации и России в целом.
Принятие федерального закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального и региональных бюджетов.
Данный проект федерального закона был направлен в субъекты Российской Федерации. В адрес Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму поступили ответы из более чем 15 субъектов Российской Федерации: Смоленской области, Алтайского края, Иркутской области, г. Москвы, Республики Бурятия, Астраханской области, Хабаровского края, Вологодской области, Республики Кабардино-Балкария, Республики Саха (Якутия), Ленинградской области, Нижегородской области, Ярославской области, Республики Татарстан, Псковской области, Тверской области, Республики Хакасия и др.
В письмах поддерживается внесение предлагаемых изменений, а также отмечается, что реализация полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в проекте федерального закона, возможно в рамках действующего финансирования и не потребует дополнительных расходов.
Например, в Смоленской области в целях создания благоприятных условий для развития туризма принята областная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Смоленской области" на 2010-2012 гг. На реализацию мероприятий программы за 2010 год направлено - 56,642 млн. рублей, на 2011 год запланировано - 73,244 млн. рублей, на 2012 год - 264,513 млн. рублей.
В Ярославской области в рамках Областной целевой программы развития туризма и отдыха финансирование мероприятий программы только из областного бюджета в 2010 г. составило 10,362 млн. рублей, а запланированный на 2011 г. объём финансирования из областного бюджета составляет 24,472 млн. рублей.
В Вологодской области в настоящее время реализуются областные целевые программы в сфере туризма: "Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области на 2009 - 2012 гг.", объем финансирования на период 2010 - 2012 гг. планируется в объеме 11,516 млн. рубле; "Великий Устюг - родина Деда Мороза" реализуется с 2004 г., за период с 2004 по 2010 гг. освоено 232,648 млн. рублей, на период 2011 - 2014 гг. планируемый объем финансирования - 32,220 млн. рублей. К тому же, в 16 муниципальных районах Вологодской области приняты и реализуются районные долгосрочные целевые программы по развитию туризма.
В Республике Саха (Якутия) в 2009 г. принята и реализуется Стратегия развития туристской индустрии на период до 2025 г. На создание благоприятных условий для развития туризма из бюджета республики за 2009 - 2011 гг. выделено 58,159 млн. рублей.
В Республике Татарстан годовой объем финансирования расходов на развитие туризма составляет 13,0 млн. рублей.
Кроме того, в настоящее время в Российской Федерации действуют 52 региональные программы в сфере развития туризма, 17 находятся в стадии разработки, финансируемые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, субъекты Российской Федерации в рамках действующего финансирования способны реализовать весь объем полномочий, указанный в законопроекте.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.