Заключение
Комитета Государственной Думы по международным делам на проект федерального закона N 553604-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия об упрощении порядка взаимных поездок жителей приграничных территорий Российской Федерации и Королевства Норвегия"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 553604-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия об упрощении порядка взаимных поездок жителей приграничных территорий Российской Федерации и Королевства Норвегия" (далее - Соглашение), внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 26 мая 2011 года.
Основной целью Соглашения, подписанного 2 ноября 2010 года в г. Осло, является создание более благоприятных условий для развития и расширения взаимных контактов жителей приграничных территорий Российской Федерации и Королевства Норвегия, развития двустороннего российско-норвежского приграничного сотрудничества.
По кругу лиц действие Соглашения распространяется на граждан Российской Федерации и Королевства Норвегия, а также граждан иных государств, проживающих на законных основаниях на приграничных территориях договаривающихся Сторон в течение не менее последних трех лет. Причем, как следует из пункта 4 статьи 7 Соглашения, подобный "ценз оседлости" не применяется в отношении супругов жителей приграничной территории, их несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей, проживающих вместе с ними и находящихся на их иждивении.
По сфере своего территориального действия Соглашение ограничено приграничными территориями договаривающихся Сторон, к которым в соответствии с Приложением к Соглашению относятся: для Российской Федерации - части территорий муниципальных образований Никель и Печенга, расположенные на удалении до 30 километров от российско-норвежской государственной границы, а также территории муниципальных образований Заполярный и Корзуново; для Королевства Норвегия - часть территории муниципалитета (коммуны) Сер-Варангер, расположенная на удалении до 30 километров от норвежско-российской границы.
Соглашением установлено, что взаимные поездки жителей приграничных территорий России и Норвегии будут осуществляться на основании действительных проездных документов и разрешения на местное приграничное передвижение. Такое разрешение выдается консульскими учреждениями государств-сторон в упрощенном порядке и предоставляет право жителю приграничной территории государства одной Стороны пересекать российско-норвежскую государственную границу и непрерывно находиться только на приграничной территории государства другой Стороны каждый раз не более 15 дней. Причем суммарный срок пребывания на приграничной территории государства другой Стороны в течение срока действия разрешения на местное приграничное передвижение (в соответствии со статьей 9 Соглашения такой срок составляет 3 года) не ограничен.
Кроме того, Соглашением регламентированы сроки оформления разрешений на местное приграничное передвижение, зафиксирован сбор в размере 20 евро за оформление таких разрешений. Причем для отдельных категорий граждан (в том числе, несовершеннолетних, студентов очной формы обучения, лиц в возрасте 60 лет и старше) разрешение на местное приграничное передвижение выдается бесплатно.
В ходе проведения правовой и лингвистической экспертизы проекта федерального закона о ратификации указанного Соглашения Правовое управлением Аппарата Государственной Думы обратило внимание на необходимость дополнительного обоснования положений Соглашения (абзац 4 статьи 1), в соответствии с которыми дипломатический паспорт, служебный паспорт и удостоверение (паспорт) моряка исключаются из числа документов, удостоверяющих личность владельца и дающих ему право на пересечение государственной границы.
Комитет Государственной Думы по международным делам (разделяя позицию МИД России, данную в разъяснениях исх. 39718\ГС от 21 сентября 2011 г. прилагается) обращает внимание на то, что рассматриваемое Соглашение будет распространяться только на лиц, проживающих на приграничных территориях России и Норвегии не менее трех последних лет и выезжающих на приграничную территорию государства другой стороны с личными целями, не связанными с выполнениями ими служебных функций либо трудоустройства.
При этом порядок осуществления официальных поездок, в том числе обладателями дипломатических и служебных паспортов, регулируется положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Королевства Норвегия от 8 июня 2007 года.
Что касается паспорта моряка (удостоверение личности моряка), то согласно статье 13 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ он выдается для целей иных, чем предусмотренные рассматриваемым Соглашением.
Комитет Государственной Думы по международным делам считает, что Соглашение в полной мере отвечает интересам Российской Федерации, содействует развитию контактов между людьми как необходимому условию для устойчивого развития экономического, социального и культурного сотрудничества между Российской Федерацией и Королевством Норвегия. Реализация Соглашения не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия об упрощении порядка взаимных поездок жителей приграничных территорий Российской Федерации и Королевства Норвегия.
Председатель Комитета |
К.И. Косачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.