Заключение
Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ по проекту федерального закона N 584587-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) и Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ), предусматривающие, в частности, проведение государственной экологической экспертизы проектной документации "на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды к экологически опасным объектам". В связи с этим, на наш взгляд, требуется дать определение понятию "экологически опасный объект" непосредственно в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды").
В статье 4 законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", согласно которым вместо разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух будут выдаваться комплексные разрешения на негативное воздействие на окружающею среду. С учетом этого полагаем необходимым признать утратившими силу подпункты 116 и 117 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), в которых предусмотрено взимание государственной пошлины за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и за выдачу разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух.
Законопроектом предусматривается внести изменение в подпункт 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса, согласно которому к материальным расходам предлагается отнести расходы на объекты, предусмотренные пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "Об охране окружающей среды". В связи с тем, что в предложенной в законопроекте редакции пункта 4 статьи 17 Федерального закона "Об охране окружающей среды" говорится о мероприятиях, при реализации которых будут предоставляться меры государственной поддержки, полагаем необходимым соотнести указанные положения законопроекта.
Нуждаются в уточнении положения законопроекта об изменениях, вносимых в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). Так, введение ответственности за сокрытие или искажение видов информации, перечисленных в подпункте "а" пункта 1 статьи 6 законопроекта, правомерно лишь в случае, если в законодательстве предусмотрены все из перечисленных документов.
В новых статьях 8.5.1 и 8.43 КоАП (пункты 2 и 3 статьи 6 законопроекта) индивидуальные предприниматели несут ответственность наравне с юридическими лицами.
Следует отметить, что согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Иные случаи в Кодексе содержатся. Так, за нарушение таможенных правил (глава 16 Кодекса) индивидуальные предприниматели несут ответственности как юридические лица. Таким образом, предлагаемый подход требует соответствующей оговорки в Кодексе (см. пункт 1 примечания к статье 16.1 Кодекса)
В соответствии с новой статьей 10.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в состав загрязняющих веществ включаются лишь химические вещества, группы химических веществ, в том числе радиоактивные вещества. Обращаем внимание, что действующим законодательством к загрязняющим веществам отнесены также иные вещества и микроорганизмы, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, а также потенциально опасные вещества, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и окружающую среду (например, абзац восемнадцатый статьи 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статья 13 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
В предложенной законопроектом редакции пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" приводится открытый перечень видов негативного воздействия на окружающею среду. Принимая во внимание, что плата за негативное воздействие на окружающею среду исчисляется исходя из платежной базы, полагаем необходимым в новой статье 16.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определить платежную базу для видов негативного воздействия, поименованных в абзаце пятом пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Согласно редакции пункта 2 статьи 16.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются по каждому регулируемому загрязняющему веществу за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, по классам опасности размещаемых отходов производства и потребления. Данное положение, по нашему мнению, можно было бы скорректировать со статьей 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", установив, что ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду, указанному в пункте 1 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
В предложенной законопроектом редакции абзаца второго пункта 3 статьи 17 Федерального закона "Об охране окружающей среды" после слов "предоставления налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации" следует дополнить слова "о налогах и сборах".
Принимая во внимание, что в проектируемой редакции пункта 11 статьи 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предлагается взимать государственную пошлину за выдачу разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, полагаем возможным рассмотреть вопрос о дополнении пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса подпунктами 118.2 и 118.3, предусмотрев в них следующее:
"118.2) за выдачу разрешения на выбросы загрязняющих веществ - рублей;
118.3) за выдачу разрешения на сбросы загрязняющих веществ - _. рублей;".
Обращаем внимание, что предложенные в статьях 3 и 5 законопроекта изменения в Налоговый кодекс сформулированы на основании изменений, изложенных в статьях 1, 2, 4, 7 законопроекта, вступающих в силу с 1 января года, следующего за годом официального опубликования федерального закона, а в некоторой части и по истечении двух лет со дня вступления в силу федерального закона. В связи с этим полагаем необходимым установить, что изменения в Налоговый кодекс будут вступать в силу не ранее даты вступления в силу статей 1, 2, 4, 7 законопроекта, но с учетом особенностей вступления в силу для актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, установленных статьей 5 Налогового кодекса.
Законопроект в части изменений Федерального закона N 174-ФЗ и Грк # РФ подготовлен без учета Федерального закона от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым подпункт 7.3 в статье 11 Федерального закона N 174-ФЗ уже введен.
В предлагаемой законопроектом (пункт 1 статьи 8) новой редакции пункта 15 статьи 48 ГрК # РФ устанавливается, что "в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса и законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу и государственную экологическую экспертизу". Данное положение законопроекта необходимо соотнести с частью 6.2 статьи 49 ГрК РФ, согласно которой представленную заказчиком проектную документацию соответствующих объектов на государственную экологическую экспертизу направляет федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации.
Замечания юридико-технического характера прилагаются.
Приложение: замечания на 15 л.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.