Заключение
Комитета Государственной Думы по собственности от 22 сентября 2011 г. N 3.9-108/1 по проекту федерального закона N 593132-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О кредитной кооперации"
(в части особенностей банкротства кредитных кооперативов)
(внесен Правительством Российской Федерации)
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 593132-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О кредитной кооперации" и отмечает следующее.
В соответствии с параграфом 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлены ряд особенностей банкротства финансовых организаций, к которым отнесены кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов.
Согласно законопроекту в указанный перечень предусматривается включить кредитные потребительские кооперативы (далее - кредитные кооперативы). При этом с учетом специфики кредитного кооператива как особого вида финансовой организации, осуществляющей привлечение денежных средств своих членов (пайщиков) и последующее предоставление этим пайщикам займов, законопроект устанавливает некоторые особенности в отношении мер по предупреждению банкротства кредитных кооперативов и проведению процедур банкротства.
В частности, законопроектом предусмотрено, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве кредитного кооператива должен сдать экзамен по программе подготовки в делах о банкротстве кредитных кооперативов.
Правом на обращение в суд с заявлением о признании кредитного кооператива банкротом наделяется саморегулируемая организация, членом которой является кооператив, в том случае, если ею обнаружены признаков банкротства кооператива.
Законопроектом устанавливаются случаи применения мер по предупреждению банкротства кредитного кооператива:
- неоднократное в течение одного года нарушение установленных финансовых нормативов;
- вынесение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере кредитной кооперации (далее - государственный контрольный орган) предписания о запрете на привлечение денежных средств, прием новых членов и выдачу займов. При наличии указанных оснований кредитный кооператив обязан направить в государственный контрольный орган план восстановления платежеспособности.
В соответствии с предусмотренными законопроектом особенностями исполнения обязательств перед кредиторами кредитного кооператива в первую очередь подлежат удовлетворению требования пайщиков кооператива - физических лиц по заключенным с ними договорам передачи личных сбережений в сумме, не превышающие 700 000 рублей. Требования пайщиков - физических лиц, превышающие указанную сумму, подлежат удовлетворению первыми в составе третьей очереди кредиторов, пайщиков - юридических лиц - вторыми в составе третьей очереди кредиторов.
Согласно законопроекту члены правления кредитного кооператива при банкротстве последнего несут солидарно субсидиарную ответственность в пределах сумм своих паенакоплений в случае, если банкротство кооператива наступило в результате действий (бездействия) указанных лиц.
Изменения, вносимые в Федеральный закон "О кредитной кооперации" направлены на уточнение полномочий государственного контрольного органа в части предупреждения банкротства кредитных кооперативов, назначения временной администрации в случае начала процедуры банкротства.
Комитет по собственности поддерживает концепцию законопроекта, поскольку его принятие будет способствовать защите прав граждан - членов кредитных кооперативов, повышению финансовой устойчивости кредитных кооперативов, совершенствованию системы "раннего" предупреждения об ухудшении финансового положения таких кооперативов и наступлении угрозы банкротства.
По мнению Комитета по собственности положение законопроекта о предоставлении саморегулируемой организации, членом которой является кредитный кооператив, права на обращение в суд о признании такого кооператива банкротом, является новеллой в законодательстве о банкротстве, которое таким правом наделяет либо кредитора (конкурсного кредитора или уполномоченный государственный орган по обязательным платежам), либо сам должник. В этой связи предоставление саморегулируемой организации права обращения в суд о признании кредитного кооператива банкротом нуждается в дополнительном обсуждении в аспекте предупреждения возможности злоупотребления таким правом в целях ограничения конкуренции.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по собственности поддерживает концепцию проекта федерального закона N 593132-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О кредитной кооперации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.