Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку пятого созыва от 20 сентября 2011 г. по проекту федерального закона N 593132-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О кредитной кооперации", внесенному Правительством Российской Федерации
(в части особенностей банкротства кредитных кооперативов)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 593132-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О кредитной кооперации", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
С принятием Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" завершилось выделение в отдельную сферу правового регулирования деятельности кредитной кооперации, которая на сегодняшний день выполняет социально важную функцию - обслуживает мелких и средних предпринимателей, жителей села и малообеспеченные слои населения, которые имеют ограниченный доступ к банковским кредитным ресурсам.
Кредитные кооперативы представляют собой особый вид финансовых организаций. В связи с этим Комитет признает целесообразным комплексное урегулирование особенностей их несостоятельности (банкротства) на уровне федеральных законов.
Так, законопроектом предлагается установить такие специфические основания для применения мер по предупреждению банкротства как неоднократное нарушение в течение года с первого нарушения финансовых нормативов деятельности кредитных кооперативов, вынесение контрольным органом предписаний о запрете на привлечение денежных средств, выдачу займов и прием новых членов.
Так как кредитные кооперативы выступают заемщиками личных средств граждан, то авторы законопроекта предлагают установить особую очередность удовлетворения заявленных при банкротстве требований, приближая защиту членов кооператива к защите, предоставляемой системой страхования вкладов граждан в банках. Предполагается, что требования кредиторов по личным сбережениям будут погашаться в первую очередь в размере, не превышающем 700 тысяч рублей. Непогашенные остатки заявленных требований подлежат удовлетворению в рамках первой подочереди третьей очереди. Требования по выплате пая подлежат удовлетворению после расчетов с кредиторами кредитного кооператива. При этом руководители кредитного кооператива получат удовлетворение своих требований по выплате пая в последнюю очередь.
Комитет отмечает, что данные меры повысят конкурентоспособность кредитных кооперативов на финансовом рынке и защиту, предоставляемую мелким кредиторам кредитных кооперативов. Эти изменения будут способствовать повышению ответственности руководителей кредитных кооперативов, на что также направлена вводимая законопроектом субсидиарная ответственности руководителей и саморегулируемых организаций кредитных кооперативов.
Поскольку деятельность кредитных кооперативов не лицензируется, то возникла необходимость уточнить определение контрольного органа в отношении кредитных кооперативов и регламентации его функций по назначению временной администрации, применению мер по предупреждению банкротства, подачи заявления в арбитражный суд о признании кредитного кооператива банкротом.
Учитывая, что в настоящее время в России институт кредитной кооперации бурно развивается Комитет считает своевременным и целесообразным принятие проекта федерального закона N 593132-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О кредитной кооперации", внесенного Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
В.М. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.