Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 449239-4 "Об обеспечении особого статуса административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации, образованных в результате объединения субъектов Российской Федерации в новый субъект Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В федеральных конституционных законах от 25.03.2004 N 1-ФКЗ, от 14.10.2005 N 6-ФКЗ, от 12.07.2006 N 2-ФКЗ, от 30.12.2006 N 6-ФКЗ, в соответствии с которыми в Российской Федерации образованы или будут образованы новые субъекты Российской Федерации, определено, что в новых субъектах Российской Федерации имеются административно-территориальные единицы с особым статусом. Статус административно-территориальных единиц с особым статусом устанавливается федеральными законами, уставами и законами новых субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют федеральные законы, устанавливающие правоотношения в вопросах определения особого статуса административно-территориальных единиц в составе субъекта Российской Федерации, хотя уже образованы новые субъекты Российской Федерации - Пермский край, Красноярский край, с 1 июля 2007 года - Камчатский край, в состав территорий которых входят административно-территориальные единицы с особым статусом.
Настоящий законопроект подготовлен в целях устранения пробела в правовом регулировании вопросов, связанных с установлением особого статуса административно-территориальных единиц в составе новых субъектов Российской Федерации и установления общих правил для федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, связанных с определением особого статуса административно-территориальной единицы в новом субъекте Российской Федерации.
Концепция законопроекта основывается на требованиях федеральных конституционных законов об образовании новых субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми основной целью объединения субъектов Российской Федерации является ускорение социально-экономического развития объединяющихся субъектов, а также повышение уровня жизни населения объединяющихся субъектов.
Основой ускорения социально-экономического развития административно-территориальной единицы с особым статусом в составе нового субъекта Российской Федерации должна стать федеральная программа социально-экономического развития указанной территории. Законопроектом предусматривается, что полномочия по разработке и принятию указанной программы принадлежат Правительству Российской Федерации. Предложения по разработке программы должны поступать от органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации. Законопроектом установлен срок для принятия Правительством Российской Федерации федеральной программы социально-экономического развития административно-территориальной единицы с особым статусом - не позднее одного года со дня образования нового субъекта Российской Федерации. Положения законопроекта соответствуют требованиям Федерального закона от 13 декабря 1994 года N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", которым определяются основные принципы разработки и реализации федеральных целевых программ. Законопроектом предлагается в рамках полномочий, предоставленных Налоговым кодексом Российской Федерации, Правительству Российской Федерации принимать решения о предоставлении налоговых льгот на период не менее 10 лет базовым (градообразующим) предприятиям и предприятиям традиционных отраслей хозяйства, расположенным на территории административно-территориальной единицы с особым статусом, что очень важно для сохранения и развития существующих предприятий, которые зачастую на территориях Севера являются единственными предприятиями, обеспечивающими население рабочими местами, и обеспечивающие выполнение основных социальных функций на указанных территориях.
В случаях, когда на территориях административно-территориальных единиц с особым статусом новых субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеются участки недр, которые в целях ускорения социально-экономического развития указанных территорий необходимо вовлечь в хозяйственный оборот полезных ископаемых, Правительство РФ определяет перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции, что позволит указанным субъектам Российской Федерации развивать инфраструктуру административно-территориальных единиц с особым статусом, использовать финансовые средства, полученные от добычи полезных ископаемых на условиях СРП для ускорения экономического и социального развития указанных территорий и обеспечить занятость населения, проживающего в административно-территориальных единицах с особым статусом.
Законопроектом введено обязательное требование для нового субъекта Российской Федерации учредить в новом субъекте Российской Федерации институт уполномоченного представителя коренных малочисленных народов и определить порядок учреждения на территории нового субъекта уполномоченного по правам коренных малочисленных народов, проживающих на территории нового субъекта. В настоящее время действующими федеральными законами порядок создания института уполномоченных не определен.
Также законопроектом введено обязательное требование для органов государственной власти нового субъекта при разработке и принятии законов нового субъекта Российской Федерации учитывать интересы коренного малочисленного населения, проживающего на территории нового субъекта Российской Федерации. Порядок учета мнения должен быть определен уставом нового субъекта Российской Федерации. Это позволит органам государственной власти с большей ответственностью подходить к вопросам принятия решений, связанных с обеспечением и защитой прав коренных малочисленных народов, и обеспечивать право населения участвовать в выработке общественно значимых решений, принимаемых органами государственной власти нового субъекта Российской Федерации.
По мнению разработчиков, принятие законопроекта не повлечет дополнительных затрат из федерального бюджета в 2007 году. В последующие годы объем финансовых затрат будет определяться Правительством Российской Федерации в соответствии со спецификой организации нового субъекта Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об обеспечении особого статуса административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации, образованных в результате объединения субъектов Российской Федерации в новый субъект Российской Федерации"
Принятие законопроекта не повлечет дополнительных затрат из федерального бюджета в 2007 году. В последующие годы объем финансовых затрат будет определяться Правительством Российской Федерации в соответствии со спецификой организации каждого субъекта Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об обеспечении особого статуса административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации, образованных в результате объединения субъектов Российской Федерации в новый субъект Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "Об обеспечении особого статуса административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации, образованных в результате объединения субъектов Российской Федерации в новый субъект Российской Федерации" Правительству Российской Федерации необходимо будет принять ряд постановлений об утверждении программ социально-экономического развития административно-территориальных единиц с особым статусом в составе новых субъектов Российской Федерации, а также ряд нормативных правовых актов, связанных с предоставлением налоговых льгот базовым (градообразующим) предприятиям и предприятиям традиционных отраслей хозяйства, расположенным на территории административно-территориальных единиц с особым статусом
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.