Заключение Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике
по проекту федерального закона N 449239-4 "Об обеспечении особого статуса административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации, образованных в результате объединения субъектов Российской Федерации в новый субъект Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике (назначен ответственным решением Совета Государственной Думы от 12 ноября 2007 года, протокол N 278) рассмотрел проект федерального закона N 449239-4 "Об обеспечении особого статуса административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации, образованных в результате объединения субъектов Российской Федерации в новый субъект Российской Федерации" и отмечает следующее.
Федеральными конституционными законами, в соответствии с которыми в Российской Федерации образованы новые субъекты Российской Федерации, определено, что одной из особенностей организации местного самоуправления в новых субъектах Российской Федерации является наличие в их составе административно- территориальных единиц с единой территорией и особым статусом. Статус таких административно-территориальных единиц устанавливается уставами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако федерального нормативного правового акта, регулирующего этот вопрос, до настоящего времени нет. Таким образом, рассматриваемым законопроектом предлагается установить меры, обеспечивающие "особый статус", хотя законодательно пока не определено само понятие и содержание "особого статуса".
Основное содержание законопроекта сводится к тому, что он устанавливает ряд конкретных обязательных действий, осуществляемых Правительством Российской Федерации, органами государственной власти вновь созданных субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение особого статуса административно-территориальных единиц, образованных в результате объединения субъектов Российской Федерации.
К федеральным мерам, необходимым для достижения обозначенной цели, законопроектом (статья 2) отнесены:
- разработка и принятие Правительством Российской Федерации федеральной целевой программы социально-экономического развития административно-территориальной единицы с особым статусом со сроком реализации не менее 10 лет;
- предоставление налоговых льгот на период не менее 10 лет базовым (градообразующим) предприятиям и предприятиям традиционных отраслей хозяйства, расположенным на территории административно-территориальной единицы с особым статусом;
- финансирование из федерального бюджета мероприятий, связанных с осуществлением сезонного "северного завоза" продукции;
- определение участков недр, находящихся на территории нового субъекта Российской Федерации, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашения о разделе продукции.
К полномочиям органов государственной власти вновь образованных субъектов Российской Федерации (статья 3 законопроекта) отнесены подготовка предложений по формированию вышеуказанной федеральной целевой программы социально-экономического развития административно-территориальной единицы с особым статусом, учреждение института уполномоченного представителя коренных малочисленных народов, учет интересов коренных малочисленных народов при разработке и принятии законов нового субъекта Российской Федерации и некоторые другие вопросы.
Ряд перечисленных мер, предлагаемых законопроектом, не может быть поддержан, т.к. они противоречат действующему законодательству.
В частности, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (статья 13) и Федеральным законом от 13 декабря 1994 года N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (статья 2), разработка федеральных целевых программ организуется федеральными органами исполнительной власти. А порядок разработки и реализации федеральных целевых программ определяется Правительством Российской Федерации.
Что касается предложения об установлении налоговых льгот, то необходимо отметить, что предлагаемая норма не является предметом регулирования рассматриваемого законопроекта.
Пунктом 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что Правительством Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издает нормативные акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. В этой связи принятие Правительством Российской Федерации решения о предоставлении налоговых льгот базовым (градообразующим) предприятиям и предприятиям традиционных отраслей хозяйства, расположенным на территории административно-территориальной единицы с особым статусом будет противоречить федеральному законодательству о налогах и сборах.
Кроме того, статьями 2 и 3 проекта федерального закона предусматривается увеличение бюджетных средств на реализацию указанных в них мероприятий и полномочий. Между тем, норм, определяющих источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, представленный законопроект не содержит.
Таким образом, проектом федерального закона не учтены требования статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым в случае принятия федерального закона либо другого нормативного акта, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним из бюджетов, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней.
На представленный законопроект имеется отрицательное заключение Правительства Российской Федерации. Правовым Управлением Аппарата Государственной Думы высказаны замечания о несоответствии отдельных норм законопроекта положениям Конституции Российской Федерации и действующего законодательства Российской Федерации. Законопроект не поддерживается Комитетами Совета Федерации: Комитетом по делам Федерации и региональной политике и Комитетом по делам Севера и малочисленных народов.
В связи с изложенным, Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике не поддерживает концепцию указанного законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике 28 июня 2011 года.
Председатель комитета |
В.В. Усачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.