Заключение Правительства РФ
на проект федерального закона N 449239-4 "Об обеспечении особого статуса административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации, образованных в результате объединения субъектов Российской Федерации в новый субъект Российской Федерации", вносимый Советом народных депутатов Камчатской области
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается урегулировать вопросы, связанные с установлением особого статуса административно-территориальных единиц в составе новых субъектов Российской Федерации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации статус административно-территориальной единицы в составе нового субъекта Российской Федерации устанавливается федеральными законами, уставом и законами нового субъекта Российской Федерации.
Следует отметить, что в настоящее время соответствующие федеральные законы, устанавливающие статус административно-территориальной единицы в составе нового субъекта Российской Федерации, не приняты.
Таким образом, регулирование вопросов обеспечения особого статуса административно-территориальных единиц новых субъектов Российской Федерации до принятия федеральных законов, устанавливающих статус административно-территориальных единиц новых субъектов Российской Федерации, представляется преждевременным.
Представленный законопроект не содержит целостного предмета правового регулирования и в целом носит декларативный характер.
В законопроекте не четко определены его цели и задачи, ссылка в преамбуле на положение статьи 69 Конституции Российской Федерации не представляется обоснованной, поскольку указанной статьей гарантируются права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, что не может служить единственным основанием образования в составе нового субъекта Российской Федерации, созданного в результате объединения субъектов Российской Федерации, административно-территориальной единицы с особым статусом. Кроме того, защита прав коренных малочисленных народов непосредственно не входит в предмет регулирования предлагаемого закона.
В соответствии с абзацем вторым статьи 2 законопроекта Правительство Российской Федерации разрабатывает и принимает федеральную целевую программу социально-экономического развития административно-территориальной единицы с особым статусом на период не менее 10 лет.
Однако согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" разработка федеральных целевых программ организуется федеральными органами исполнительной власти. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем третьим статьи 2 законопроекта Правительство Российской Федерации принимает решения о предоставлении налоговых льгот на период не менее 10 лет базовым (градообразующим) предприятиям и предприятиям традиционных отраслей хозяйства, расположенным на территории административно-территориальной единицы с особым статусом.
Согласно пункту 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности или места происхождения капитала.
Пунктом 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что Правительство Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издает нормативные акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Таким образом, принятие Правительством Российской Федерации решений о предоставлении налоговых льгот базовым (градообразующим) предприятиям и предприятиям традиционных отраслей хозяйства, расположенных на территории административно-территориальной единицы с особым статусом, будет противоречить законодательству о налогах и сборах.
В соответствии с абзацем двенадцатым статьи 3 законопроекта на органы государственной власти нового субъекта Российской Федерации возлагаются дополнительные полномочия по учреждению в новом субъекте Российской Федерации института уполномоченного представителя коренных малочисленных народов.
Вместе с тем следует отметить, что не в каждом новом субъекте Российской Федерации могут проживать коренные малочисленные народы и на федеральном уровне отсутствует соответствующий орган, или должностное лицо, представляющие коренные малочисленные народы.
По мнению разработчиков законопроекта, принятие законопроекта не повлечет дополнительных затрат из федерального бюджета в 2007 году. В последующие годы объем финансовых затрат будет определяться Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем статьями 2 и 3 законопроекта предусматривается увеличение бюджетных средств на указанные в них мероприятия и полномочия, что не согласуется с требованиями статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования соответствующих видов расходов бюджетов, в том числе, в случае необходимости, порядок предоставления субвенций из федерального бюджета вновь образованным субъектам Российской Федерации на осуществление указанных мероприятий и полномочий, поскольку законопроект таких положений не содержит.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.