Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 475486-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемый законопроект подготовлен в целях повышения эффективности применения законодательства в сфере борьбы с оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции и связан с разработанным проектом Федерального закона "О мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации".
Действующее российское законодательство содержит целый ряд норм, направленных на борьбу с незаконным использованием чужих товарных знаков, знаков обслуживания, авторских и смежных прав, иных объектов интеллектуальной собственности, а также производством и распространением некачественной продукции. Соответствующие положения закреплены в Гражданском кодексе РФ; Уголовном кодексе РФ; Кодексе об административных правонарушениях РФ; Федеральном законе от 02.01.2000 N29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"; Федеральном законе от 22.06.1998 N86-ФЗ "О лекарственных средствах" и ряде других актов.
Однако практика применения данных нормативных актов выявила их несовершенство, которое предлагается устранить с помощью предлагаемого законопроекта.
Для достижения данной цели проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации" уточняет объективные стороны административных правонарушений и преступлений, связанных с производством и оборотом контрафактной продукции, ужесточает административную и уголовную ответственность за некоторые административные правонарушения и преступления, вводит административную и уголовную ответственность за производство и оборот фальсифицированной продукции, вносит изменения в ряд других федеральных законов.
Так, в Таможенный кодекс РФ вводятся нормы, позволяющие таможенным органам приостанавливать ввоз контрафактных товаров по собственной инициативе, вне зависимости от наличия заявления правообладателя.
Изменениями, вносимыми в Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривается ответственность граждан за приобретение контрафактной продукции в форме административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда. Также вводится ответственность за неисполнение обязанности по нанесению индивидуальных идентификаторов на продукцию соответствующих видов и неисполнение обязанности по передачи информации, содержащейся на индивидуальных идентификаторах, в информационную систему учета и контроля обращения продукции определенного вида.
Проектом Федерального закона предполагается усиление санкций статей Уголовного кодекса РФ, предусматривающих ответственность за совершение деяний, связанных с нарушением законодательства об авторском праве, смежных, изобретательских и патентных правах, о правах на товарные знаки. Это вызвано необходимостью перевода соответствующих преступлений в категорию тяжких, увеличением степени общественной опасности совершаемых деяний, а кроме того вносимые изменения позволят исключить возможность прекращения соответствующих уголовных дел в связи с примирением сторон и деятельным раскаянием.
В Уголовно-процессуальный кодекс РФ вводятся положения, предоставляющие право проводить предварительное расследование по делам о нарушении прав на интеллектуальную собственность следователям органов, выявивших такие преступления.
В Арбитражном процессуальном кодексе РФ предусматривается норма, позволяющая прокурору участвовать в делах, рассматриваемых арбитражными судами, не только в случаях, определенных кодексом, но также и в случаях, установленных федеральными законами.
Изменениями, вносимыми в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривается необходимость лицензирования издательской, полиграфической деятельности, деятельности по воспроизведению программ для ЭВМ и баз данных на любых видах носителей, а также деятельности по производству оборудования, предназначенного для воспроизведения аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для ЭВМ и баз данных на любых видах носителей.
Определения понятий "фальсифицированное лекарственное средство", "фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия", содержащиеся в соответствующих федеральных законах, приводятся в соответствие с терминологией, изложенной в проекте Федерального закона "О мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации".
В основу разработанного законопроекта легли результаты обобщения правоприменительной практики, рекомендации органов прокуратуры Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с распространением контрафактной и некачественной продукции, а также материалы, предоставленные законными правообладателями и иными лицами, заинтересованными в противодействии обращению контрафакта и фальсификата. Поэтому основным результатом принятия предлагаемого проекта закона станет значительное повышение эффективности применения законодательства о борьбе с производством и оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции.
Среди конечных социально-экономических последствий принятия нового закона в первую очередь следует выделить значительное увеличение налоговых поступлений в бюджеты Российской Федерации и субъектов РФ. Это будет связано с процессами вывода из теневого сектора экономики предпринимателей, ранее занимавшихся производством контрафактной (фальсифицированной) продукции, а также увеличения налоговых отчислений производителей легальной продукции (законных правообладателей). Кроме того, ожидается ощутимый рост тех отраслей экономики, в которых доля контрафактной продукции была традиционно высока (например, звукозаписывающие компании, производители кинопродукции и др.).
С политической точки зрения, Россия значительной повысит свой статус на международной арене, выступив в качестве государства, которое способно эффективно решить вопросы борьбы с оборотом фальсифицированной продукции и незаконным использованием интеллектуальной собственности в случае, когда такие проблемы приобретают национальный масштаб. Следует особо отметить, что принятие и реализация этого законопроекта соответствует требованиям, установленным Всемирной Торговой Организацией (ВТО), выполнение которых является одним из обязательных условий вступления России в ВТО.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации"
Законопроектом предусмотрен ряд положений, которые позволят частично компенсировать расходы федерального бюджета, связанные с принятием проекта Федерального закона "О мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации". С этой целью проектом рассматриваемого Федерального закона вносятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым ввоз на территорию Российской Федерации, производство, хранение, перевозка, сбыт или приобретение в целях сбыта фальсифицированной продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей, нарушение требований законодательства, касающихся маркировки и нанесения индивидуального идентификатора при обращении отдельных видов товаров и продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Принимая во внимание, что только в 2005 г. органами Департамента экономической безопасности МВД России в ходе реализации общероссийской операции "Контрафакт" составлено более 11,5 тыс. административных протоколов, общая сумма поступлений от указанных выше санкций ориентировочно может составить 2185 млн. руб.
Кроме того, указанным проектом Федерального закона предусматривается необходимость лицензирования издательской, полиграфической деятельности, деятельности по воспроизведению программ для ЭВМ и баз данных на любых видах носителей, деятельности по производству оборудования, предназначенного для воспроизведения (изготовления экземпляров) аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для ЭВМ и баз данных на любых видах носителей, деятельность по производству и реализации пищевых добавок.
В связи с тем, что лицензирующие органы уже созданы и осуществляют свои функции, реализация указанных норм проекта федерального закона в этой части не потребует отдельных финансовых затрат из средств федерального бюджета. Более того, принятие предлагаемой нормы позволит привлечь дополнительные средства в бюджеты субъектов Российской Федерации, так как в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей и за предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации" потребуется внесение изменений и дополнений в следующие нормативно-правовые акты:
1) Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 22, ст. 2332; N 26, ст. 3012; 1999, N 7, ст. 871, 873; N 11, ст. 1255; N 12, ст. 1407; N 28, ст. 3489; 3490; 3491; 2001, N 11, ст. 1002; N 13, ст. 1140; N 26, ст. 2587, 2588; N 33, ст. 3424; N 47, ст. 4404, 4405; N 53, ст. 5028; 2002, N 10, ст. 966; N 11, ст. 1021; N 19, ст. 1793; 1795; N 26, ст. 2518; N 30, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 11, ст. 954; N 15, ст. 1304; N 27, ст. 2708, 2712; N 28, ст. 2880; N 50, ст. 4848, 4855; 2004, N 11, ст. 914; N 30, ст. 3091, 3092, 3096);
2) Федеральный закон от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3006; 2000, N 2, ст. 126; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700);
3) Федеральный закон от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607);
4) Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3430; 2002, N 11, ст. 1020; 2005, N 27, ст. 2719);
5) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2706; N 50, ст. 4847; 2004, N 11, ст. 914; N 27, ст. 2711; 2005, N 1, ст. 13);
6) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; 2006, N 1, ст. 10; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234);
7) Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3012);
8) Таможенный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066; 2004, N 46, ст. 4494);
9) Федеральный закон от 8 апреля 2003 года N 45-ФЗ "О внесении изменений в статью 146 Уголовного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 15, ст. 1304).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.