Заключение Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва от 24 января 2008
на проект федерального закона N 475486-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, О.В. Морозовым, В.А. Пехтиным и депутатом четвертого созыва Государственной Думы ФС РФ В.С. Катренко.
Досье на проект федерального закона
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, "законопроект подготовлен в целях повышения эффективности применения законодательства в сфере борьбы с оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции и связан с разработанным проектом Федерального закона "О мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации".
Законопроектом предлагается внести изменения, которые направлены на борьбу с незаконным использованием чужих товарных знаков, знаков обслуживания, авторских и смежных прав, иных объектов интеллектуальной собственности, а также с производством и распространением некачественной продукции.
Изменения вносятся в Гражданский кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ; Кодекс об административных правонарушениях РФ, ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и др.
Значительная часть положений законопроекта базируется на понятии "фальсифицированная продукция", которое не имеет достаточного правового определения.
В настоящее время термин "фальсифицированные" применяется в законодательстве только в отношении "лекарственных средств" и "пищевых продуктов, материалов и изделий".
Законопроект, с одной стороны, предлагает изменить действующие определения этих понятий (статьи 2 и 3 законопроекта), а с другой стороны делает попытку введения некоего унифицированного термина, касающегося всех видов продукции, за производство и оборот которой вводится административная и уголовная ответственность.
В целом же вопросы о требованиях к продукции регулируются, прежде всего, Гражданским кодексом Российской Федерации (глава 30, статьи 469, 470,475 и др.), Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (статья 4 и др.), а также законодательными актами о техническом регулировании, в которые, авторы законопроекта не предлагают внести изменения.
Предлагаемая новая редакция статьи 238 Уголовного кодекса Российской Федерации не вполне ясна. Проект не определяет, что в данной статье понимается под фальсифицированными автомобилями, авиационной техникой, судами и железнодорожными транспортными средствами. Если исходить из определения фальсифицированной продукции, имеющемся в статье 2 проекта федерального закона "О мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации" - "фальсифицированная продукция - продукция, свойства которой не соответствуют информации, содержащейся на этикетке, упаковке, в сопроводительной документации", то в отношении вышеуказанных видов продукции можно говорить лишь о несоответствии продукции техническим параметрам, заявленным в сопроводительных документах.
Положения вводимого законопроектом нового подпункта 106) пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (деятельность по воспроизведению программ для электронных вычислительных машин и баз данных на любых видах носителей) противоречат положениям абзаца 14 пункта 2 статьи 1 этого же Федерального закона, согласно которым его действие не распространяется на виды деятельности, связанные с использованием результатов интеллектуальной деятельности. К последним относится, в том числе, и деятельность по воспроизведению программ для электронных вычислительных машин и баз данных на любых видах носителей. Положения же вводимого законопроектом нового подпункта 108) пункта 1 статьи 17 указанного Федерального закона (о лицензировании деятельности по производству и реализации пищевых добавок) следует соотнести с пунктом 7 статьи 18 этого же Федерального закона, где указано, что не лицензируются виды деятельности (прекращается их лицензирование), по которым принимаются технические регламенты, что также оговорено в Федеральном законе "О техническом регулировании" N 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г.
Более того, в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" N 64-ФЗ от 13 июня 1996 года: "проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации могут быть внесены в Государственную Думу ФС РФ только при наличии официальных отзывов Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации".
Данный законопроект в нарушение требования указанной статьи закона и пункта к) части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы внесен без указанных заключений, в связи с чем его дальнейшее рассмотрение невозможно и законопроект должен быть возвращен субъекту права законодательной инициативы для выполнения указанных требований.
В соответствии с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, рекомендует возвратить указанный законопроект субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований, предусмотренных статьей 105 Регламента Государственной Думы.
Председатель Комитета |
В.Я. Комиссаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.