Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 30 октября 2009 г. N ВАС-12142/09
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Г.Г. Поповой, судей А.А. Маковской, Е.М. Моисеевой
рассмотрела в судебном заседании заявление государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Урицком районе Орловской области от 25.08.2009 N 435 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Орловской области от 27.01.2009, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.06.2009 по делу Арбитражного суда Орловской области N А48-4895/2008, принятых по заявлению государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Урицком районе Орловской области (п.г.т. Нарышкино Орловской обл.) (далее - пенсионный фонд) к Управлению Федеральной регистрационной службы по Орловской области (г. Орел) (далее - регистрационная служба, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный по адресу: Орловская область, Урицкий район, п. Нарышкино, ул. Немкова.
Суд установил:
решением Арбитражного суда Орловской области от 27.01.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2009 решение суда первой инстанции от 27.01.2009 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.06.2009 указанные судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора пенсионный фонд указывает на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм материального права.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.09.2009 N 12142/09 данное заявление принято к производству.
Рассмотрев заявление пенсионного фонда, изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Закон о государственной регистрации прав).
Несоответствие документов, представленных на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, а также непредставление документов, необходимых в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав являются основаниями для отказа в государственной регистрации прав (пункт 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав).
Из пункта 4 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав следует, что вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами предъявляется, если иное не установлено федеральным законом, документ об уплате государственной пошлины.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что пенсионный фонд обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 54 кв. м. с кадастровым номером 57:06:0010502:44, расположенного по адресу: Орловская область, Урицкий район, п. Нарышкино, ул. Немкова, предоставленного постановлением администрации Урицкого района Орловской области от 28.04.2008 N 161 для эксплуатации трансформаторной подстанции.
Уведомлением от 10.10.2008 N 08/005/2008-451 регистрационная служба сообщила заявителю о приостановлении государственной регистрации на один месяц в связи с тем, что государственная пошлина в сумме 100 рублей, уплаченная пенсионным фондом, не соответствует установленному подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации размеру государственной пошлины для организаций, составляющему 7 500 рублей, и предложила в срок до 09.11.2008 доплатить государственную пошлину в сумме 7 400 рублей.
Уведомлением от 14.11.2008 N 08/005/2008-451 пенсионному фонду отказано в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав в связи с тем, что заявителем не представлены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за государственную регистрацию права в размере, установленном подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием по настоящему делу, полагая, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняющими функции органа государственной власти, в связи с чем за регистрацию прав должны оплачивать государственную пошлину в размере 100 рублей.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом суд пришел к выводу о том, что в силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются государственными учреждениями, особенности правового положения которых установлены Законом об обязательном пенсионном страховании. В связи с этим, сославшись на подпункт 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, суд посчитал верным решение регистрирующего органа о необходимости уплаты пенсионным фондом государственной пошлины за регистрацию прав в размере, установленном для организаций, а не для органов государственной власти.
Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами суда первой инстанции.
Однако анализ судебной практики указывает на отсутствие единообразия в толковании и применении норм материального права по вопросу уплаты государственной пошлины Пенсионным фондом Российской Федерации за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Помимо позиции судов по настоящему делу в практике окружных судов сформировался еще один подход по вопросу о размере уплаты государственной пошлины Пенсионным фондом Российской Федерации за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Суды, ссылаясь на Закон об обязательном пенсионном страховании, указывают, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы наделены публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию: выполняют функции страховщика, осуществляющего управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, обеспечивают назначение и выплату государственных пенсий. Эти полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", по смыслу статей 7 (части 2), 10, 11 (части 1), 15 (части 2), 39, 45 (части 1), 71 (пунктов "в", "ж"), 72 (пункта "ж" части 1), 78 (части 1), 110, 114 (пунктов "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Согласно этому подходу, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органа государственной власти и управления и, следовательно, должны оплачивать государственную пошлину за регистрацию прав на недвижимое имущество в сумме 100 рублей, как установлено для федеральных органов государственной власти.
Такая правовая позиция отражена в ряде постановлений судов кассационных инстанций (например, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.03.2009 N А69-3934/08-3-Ф02-650/09, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.11.2006 N А31-2966/2006-21).
В целях формирования единообразной практики толкования и применения норм материального права коллегия судей считает необходимым передать настоящее дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд определил:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А48-4895/2008 Арбитражного суда Орловской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Орловской области от 27.01.2009, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.06.2009.
См. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 января 2010 г. N 12142/09
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, предоставить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора до 30 ноября 2009 года.
Председательствующий судья |
Г.Г. Попова |
Судья |
А.А. Маковская |
|
Е.М. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 30 октября 2009 г. N ВАС-12142/09
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А48-4895/2008
Заявитель: ГУ УПФ РФ в Урицком р-не Орловской обл
Ответчик: УФРС по Орловской области, Урицкий отдел УФРС по Орловской обл
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2010 Постановление Президиума ВАС РФ N 12142/09
30.10.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12142/09
29.09.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12142/09
03.04.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1065/09
03.04.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1065/2009
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2010 Постановление Президиума ВАС РФ N 12142/09
30.10.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12142/09
29.09.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12142/09
03.04.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1065/09
03.04.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1065/2009