Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя О.С. Хохряковой, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию ЗАО "МИКМА" вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ЗАО "МИКМА" оспаривает конституционность положения части 2 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации о доказательствах.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, ЗАО "МИКМА" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)".
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, допускающее использование протокола об административном правонарушении в качестве доказательства по делу об административном правонарушении, противоречит статьям 45 (часть 2), 46 (часть 1), 49 и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку данный протокол отражает позицию должностного лица, его составившего.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП Российской Федерации в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2); физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении; указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4); протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении; в случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5).
Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, и содержащий в том числе позицию лица, в отношении которого данное дело возбуждено, и его подпись, что является средством обеспечения достоверности указанного документа.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе представлять доказательства, опровергающие данные, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении. Кроме того, данное лицо вправе ходатайствовать о вызове в качестве свидетеля должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, для выяснения возникших вопросов, что не исключается сложившейся правоприменительной практикой (пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Все же собранные и представленные доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются судьей, членами коллегиального органа, должностным лицом, осуществляющим производство по делу, по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности; при этом никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 КоАП Российской Федерации).
Таким образом, оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "МИКМА", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя |
О.С. Хохрякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, касающиеся отражения фактических данных в протоколе об административном правонарушении.
Согласно доводам заявителя эти положения, позволяющие использовать названный протокол в качестве доказательства по делу, неконституционны, поскольку он отражает позицию должностного лица, его составившего.
КС РФ не согласился с этой позицией и пояснил следующее.
Протокол об административном правонарушении - процессуальный документ. Он фиксирует фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В числе прочего, протокол содержит позицию лица, в отношении которого данное дело возбуждено, и его подпись. Это является средством обеспечения достоверности такого документа.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, вправе представлять доказательства, опровергающие данные, содержащиеся в протоколе.
Кроме того, для выяснения возникших вопросов оно может ходатайствовать о вызове в качестве свидетеля того должностного лица, которое составляло протокол. Это не исключается сложившейся правоприменительной практикой.
Все же собранные и представленные доказательства по делу оцениваются в их совокупности.
С учетом этого данные положения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 января 2011 г. N 89-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "МИКМА" на нарушение конституционных прав и свобод положением части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)
Текст Определения официально опубликован не был