Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2011 г. N 9621/10
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Завьяловой Т.В., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В. -
рассмотрел заявление муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Хабаровского края от 21.12.2009 по делу N А73-5188/2009, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.04.2010 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" (истца) - Сбоев В.П., Чарковский Р.В.;
от Министерства финансов Российской Федерации (ответчика) - Каширских Н.В., Королева Е.С., Смирнова Я.М.;
от Министерства финансов Хабаровского края (ответчика) - Белоножко Т.Г.
Заслушав и обсудив доклад судьи Сарбаша С.В., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации 33 929 049 рублей 37 копеек, с Министерства финансов Хабаровского края - 1 135 967 рублей 49 копеек расходов, понесенных предприятием в связи с перевозкой граждан по единому социальному проездному билету в 2008 году (с учетом уточнения требования).
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 21.12.2009 производство по делу в части требования предприятия к Министерству социальной защиты Хабаровского края прекращено ввиду отказа истца от иска в указанной части.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 21.12.2009 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 30.04.2010 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора предприятие просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении судами положений пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмещении за счет средств соответствующих бюджетов расходов транспортных организаций, понесенных в связи с установлением законами или иными правовыми актами льгот или преимуществ по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа.
В отзывах на заявление Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов Хабаровского края просят оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него, и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Предприятие является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров трамваями и троллейбусами в городском сообщении на платной основе в городе Хабаровске.
Предприятие в 2008 году во исполнение постановления губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" (далее - постановление губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122) и на основании заключенного с администрацией Хабаровска соглашения от 15.01.2008 N 1.1-22/14 об организации перевозки в городском транспорте общего пользования отдельных категорий граждан по единому социальному проездному билету в 2008 году осуществляло перевозку граждан, имеющих право на бесплатный проезд в общественном транспорте на основании такого билета.
Неполное возмещение расходов на предоставление названных льгот из соответствующих бюджетов послужило основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, Закон) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем названный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Во исполнение Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ постановлением губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 с 01.07.2005 на территории Хабаровского края установлены порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан и стоимость такого билета, которая составила в период с 01.01.2008 по 31.07.2008 375 рублей и с 01.08.2008 по 31.12.2008 - 430 рублей в месяц.
Суды, посчитав, что указанным постановлением определен порядок и размер расходов транспортных организаций, связанных с перевозкой льготной категории граждан, и установив факт финансирования данных расходов в соответствии с этим постановлением в полном объеме (исходя из цены льготных единых социальных проездных билетов), не приняли во внимание расчет предприятия как не предусмотренный данным постановлением, вследствие чего пришли к выводу о недоказанности им факта причинения ему убытков и отказали в удовлетворении искового требования.
Между тем суды не учли, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
В постановлении губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 не представлен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края и стоимостью единого социального проездного билета.
Согласно установленным для предприятия тарифам на перевозку компенсация ему расходов исходя из цены указанных льготных билетов не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права на основании пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества и руководствуясь правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 23.06.2009 N 2992/09) о возможности использования расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела, суд при новом рассмотрении дела должен проверить расчет расходов, понесенных предприятием вследствие предоставления льгот отдельной категории потребителей.
При этом расходы транспортной организации определяются исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок по таким билетам (согласно данным последних натурных обследований для соответствующего периода).
Сведения федерального и регионального регистра льготников учитываются при определении публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.12.2009 по делу N А73-5188/2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.04.2010 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Транспортная организация подала иск, поскольку посчитала, что ей не полностью возместили расходы, связанные с перевозкой льготников. Затраты финансировались исходя из цены единых социальных билетов, дающих право на бесплатный проезд.
Президиум ВАС РФ отменил акты нижестоящих инстанций, не удовлетворивших требование.
Суды не учли, что организации, которые непосредственно предоставили услуги бесплатно или по льготной цене, вправе получить от публично-правового образования компенсацию в виде не взятой с потребителей платы.
Региональным актом был установлен порядок проезда по единому социальному билету. Закреплялась и цена последнего. Но при этом не определено, как рассчитывается компенсация разницы между затратами на обеспечение равной доступности услуг для льготников и стоимостью такого билета.
В спорном случае компенсация расходов исходя из цены указанных билетов не приводила к их полному возмещению.
Соответствующие затраты определяются с учетом числа выданных социальных проездных билетов, количества поездок по ним, тарифа на перевозку.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2011 г. N 9621/10
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2011 г., N 5
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 11.03.2011
Номер дела в первой инстанции: А73-5188/2009
Истец: МУП г.Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Хабаровского края
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, Финансовое управление администрации г. Хабаровска
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2012 Решение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2519/10
05.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9621/10
18.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5642/11
08.08.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3050/11
25.01.2011 Постановление Президиума ВАС РФ N 9621/10
10.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9621/10
02.09.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9621/10
20.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9621/10
07.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9621/10
30.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2519/2010
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2012 Решение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2519/10
05.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9621/10
18.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5642/11
08.08.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3050/11
25.01.2011 Постановление Президиума ВАС РФ N 9621/10
10.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9621/10
02.09.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9621/10
20.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9621/10
07.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9621/10
30.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2519/2010