Решение Верховного Суда РФ от 4 марта 2011 г. N ГКПИ10-1625
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 5 мая 2011 г. N КАС11-191 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Александрове В.О.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бухбиндера A.В. о признании недействующими пунктов 3, 5, 6, 17 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 (далее - Правила), установил:
согласно пункту 3 Правил медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Пункт 6 Правил предусматривает, что наличие одного из указанных в пункте 5 названных Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Согласно пункту 17 Правил орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.
Форма соответствующего направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Гражданин Бухбиндер А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 3, 5, 6, 17 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Конвенции о правах инвалидов, принятой в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г. Резолюцией 61/106, вследствие чего нарушаются права инвалидов на эффективную и гарантированную реабилитацию и абилитацию.
Бухбиндер А.В. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 8 февраля 2011 г. N ВВ-П12-650).
Представители Правительства Российской Федерации Сарвадий М.В., Шаронова В.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы Правительством Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов во исполнение предписаний федерального законодателя и не нарушают права инвалидов.
Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации Сарвадий М.В., Шароновой В.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 1).
Во исполнение требований федерального законодательства Правительство Российской Федерации 20 февраля 2006 года издало постановление N 95, которым утвердило Правила признания лица инвалидом.
Данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 9, 27 февраля 2006 г., "Российской газете" от 28 февраля 2006 г.
Предметом регулирования Правил признания лица инвалидом являются отношения, возникающие в области социальной защиты инвалидов.
Правила определяют порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу, ее проведение, условия признания лица инвалидом, переосвидетельствование инвалида, поэтому доводы заявителя о том, что Правительство Российской Федерации не установило порядок и условия признания лица инвалидом, а только утвердило условия признания лица инвалидом, являются несостоятельными.
Согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза - это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица (статья 7).
Пункт 3 Правил определяет, что медико-социальная экспертиза устанавливает структуру ограничения жизнедеятельности, т.е. какие имеются у гражданина ограничения способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью; степень ограничения жизнедеятельности гражданина (в зависимости от уровня выраженности этих ограничений устанавливается группа инвалидности) и его реабилитационный потенциал.
Таким образом, оспариваемые заявителем положения пункта 3 Правил, определяя общие принципы оценки состояния организма в целях решения вопроса о возможности признания лица инвалидом, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права Бухбиндера А.В.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В пункте 5 Правил названы условия признания гражданина инвалидом, которые в полной мере корреспондируют положениям статьи 1 Федерального закона, определяющим понятие "инвалид".
Как определено в пункте 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 названных Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом, поскольку Федеральный закон говорит о совокупности таких условий. Следовательно, доводы заявителя о том, что пункты 5 и 6 Правил возлагают на лицо чрезмерное бремя доказывания совокупности тех обстоятельств, которые явились основаниями для признания лица инвалидом, не соответствуют требованиям федерального законодателя.
Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения. В пункте 17 Правил речь идет о полномочиях органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, а также органа социальной защиты населения о направлении на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.
Данное положение Правил предоставляет возможность гражданину, в случае если орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали ему в направлении на медико-социальную экспертизу, самостоятельно обратиться в бюро, поскольку гражданину в этом случае выдается соответствующая справка (пункт 19).
Абзац второй пункта 17 Правил определяет полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, реабилитации инвалидов, проведение медико-социальной экспертизы и не нарушает права граждан.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в статье 10 определяет гарантии государства инвалидам на проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Данная норма не регулирует вопросы направления граждан на медико-социальную экспертизу, который предусмотрен пунктом 17 Правил.
Ссылки Бухбиндера А.В. на то, что без привлечения представителей общественных объединений Правительство Российской Федерации приняло оспариваемые Правила, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. В соответствии с частью 3 статьи 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
Как пояснили в суде представители Правительства Российской Федерации, Сарвадий М.В., Шаронова В.Н., проект Правил направлялся в общественные объединения инвалидов для обсуждения, высказанные замечания были учтены при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
В материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие, что общественные объединения инвалидов уполномочили заявителя на представительство их интересов, в связи с нарушением Правительством Российской Федерации порядка принятия Правил, поэтому отсутствуют правовые основания для признания недействующими Правил по указанному выше основанию.
Доводы заявителя о несоответствии оспариваемых положений Правил нормам международного права являются несостоятельными. Конвенция о правах инвалидов, принятая в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г. Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблей ООН, подписана Россией 24 сентября 2008 г. На территории Российской Федерации правила названной Конвенции не применяется, поскольку она не ратифицирована в установленном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Бухбиндера А.В. о признании недействующими пунктов 3, 5, 6, 17 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 4 марта 2011 г. N ГКПИ10-1625
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 5 мая 2011 г. N КАС11-191 настоящее решение оставлено без изменения