Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки А.С. Манасаровой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка А.С. Манасарова, действующая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Р.В. Гончарова и Д.В. Гончарова, просит признать противоречащими статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации следующие положения Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации":
пункт 1 статьи 9 в части, закрепляющей право семьи безвестно отсутствующего кормильца на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, состоявшими на его иждивении, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке;
подпункт 3 пункта 4 статьи 19, предусматривающий назначение трудовой пенсии по случаю потери кормильца ранее дня обращения за указанной пенсией - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
По мнению заявительницы, которой пенсии по случаю потери кормильца (на нее и на двух несовершеннолетних детей) установлены с 30 декабря 2006 года - даты вступления в силу решения суда о признании безвестно отсутствующим с 27 августа 2005 года ее мужа и отца детей - В.И. Гончарова, оспариваемые положения, с учетом смысла, придаваемого им правоприменительной практикой, ставят членов семьи безвестно отсутствующего кормильца в неравное положение с членами семьи умершего кормильца и нарушают ее право и право ее детей на пенсионное обеспечение.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, в том числе сроков назначения пенсий, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2)
Вопросы, связанные с назначением, выплатой, перерасчетом и индексацией трудовых пенсий, в настоящее время регулируются вступившим в силу с 1 января 2002 года Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в статье 9 которого определены условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Основанием для данного вида пенсионного обеспечения является наступление страхового случая - потеря (смерть) кормильца, у которого при жизни на иждивении находились нетрудоспособные члены его семьи.
Согласно оспариваемым А.С. Манасаровой положениям данной статьи семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение социальной защиты указанных лиц, гарантирует назначение им трудовой пенсии по случаю потери кормильца на тех же условиях и в тех же размерах, что и для членов семьи умершего кормильца. При этом безвестное отсутствие кормильца должно быть установлено в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, что направлено на создание юридического механизма, обеспечивающего определенность правового положения семьи, утратившей кормильца.
Таким образом, оспариваемые положения статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не могут рассматриваться как нарушающие права заявительницы, указанные в жалобе.
Подпункт 3 пункта 4 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не может рассматриваться как нарушающий какие-либо права заявительницы, поскольку он устанавливает льготные сроки назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца ранее дня обращения за ней, направлен на реализацию конституционного права на социальное обеспечение и способствует своевременному обращению граждан за назначением пенсии.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Манасаровой Анжелы Степановны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2011 г. N 299-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Манасаровой Анжелы Степановны на нарушение ее конституционных прав и конституционных прав ее несовершеннолетних детей пунктом 1 статьи 9 и подпунктом 3 пункта 4 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был