Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 марта 2011 г. N 46-Г11-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора Самарской области на решение Самарского областного суда от 24 декабря 2010 г., которым прокурору Самарской области отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим отельного положения Закона Самарской области от 10 марта 2009 г. N 23-ГД "О противодействии коррупции в Самарской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
статьёй 1 Закона Самарской области от 10 марта 2009 г. N 23-ГД "О противодействии коррупции в Самарской области" определены следующие понятия, используемые в данном Законе, а именно:
"1) Коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
2) антикоррупционный мониторинг - наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупционных правонарушений, коррупционных факторов, а также форм противодействия коррупции;
3) коррупционный фактор - явление или совокупность явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующие их распространению;
4) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
(п. 4 в редакции Закона Самарской области от 7 декабря 2009 г. N 139-ГД)
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений".
Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании недействующей части 3 статьи 1 Закона Самарской области от 10 марта 2009 г. N 23-ГД "О противодействии коррупции в Самарской области".
В обоснование заявления сослался на противоречие этой нормы Федеральному закону от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов". Считал, что сформулированное региональным законодателем понятие коррупциогенного фактора не соответствует понятию, изложенному в части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов".
Самарская Губернская Дума с его заявлением не согласилась.
Решением Самарского областного суда от 24 декабря 2010 г. заявление прокурора Самарской области оставлено без удовлетворения.
В кассационном представлении прокурор Самарской области просит решение отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Суть доводов сводится к неправильному толкованию судом норм материального закона, регулирующего спорное правоотношение.
Изучив доводы кассационного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам полагает решение не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из текста Закона Самарской области от 10 марта 2009 г. N 23-ГД "О противодействии коррупции в Самарской области", данный региональный Закон определяет задачи, принципы, основные направления и меры противодействия коррупции в Самарской области и, таким образом, принят в целях реализации Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", нормами которого регламентированы основополагающие начала противодействия коррупции.
Согласно статьям 1, 2, 6 этого Федерального закона под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Профилактика коррупции осуществляется путём применения таких основных мер, как формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; антикоррупционная экспертиза правовых актов и проектов; предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной и муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении; развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, названный Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальной службы (статья 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
К числу норм международного права относится Модельный закон "Основы законодательства об антикоррупционной политике", принятый на двадцать втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление N 22-15 от 15 ноября 2003 г.) В соответствии с его статьёй 1 коррупциогенный фактор - это явление или совокупность явлений, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению.
В такой ситуации законодатель Самарской области не лишён был возможности использовать данное понятие в контексте Закона Самарской области от 10 марта 2009 г. N 23-ГД "О противодействии коррупции в Самарской области".
Доводы прокурора о том, что понятие коррупциогенного фактора, сформулированное в Законе Самарской области от 10 марта 2009 г. N 23-ГД "О противодействии коррупции в Самарской области", создаёт условия для проявления коррупции, являются надуманными.
Во всяком случае, каких-либо обременительных требований к гражданам и организациям в сравнении с федеральным законом оспариваемая прокурором дефиниция не устанавливает, социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не отменяет и необоснованно широких пределов усмотрения правоприменителям не предоставляет. Не усматривается в этом понятии положений, предусматривающих возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
Тот факт, что используемая в контексте регионального закона дефиниция "коррупциогенный фактор" имеет редакционное расхождение с понятием "коррупциогенный фактор", сформулированным в части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", не означает искажения его смысла и содержания и, как следствие, не означает установления иного правового регулирования в сравнении с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", на чём фактически настаивает прокурор. Суд правильно исходил из того, что нормотворчество отнюдь не единственный вид государственно-властной деятельности государства, где проявляются коррупциогенные факторы. В процессе исполнения и правоприменения нормативных правовых актов также имеют место быть коррупциогенные факторы, что и обусловило комплексный подход регионального законодателя к решению данной проблемы.
Руководствуясь статьями 360, 361, 362, 363 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Самарского областного суда от 24 декабря 2010 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 марта 2011 г. N 46-Г11-9
Текст определения официально опубликован не был