Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 марта 2011 г. N 69-Г11-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе: председательствующего В.Б. Хаменкова, судей Л.А. Калининой и О.А. Ксенофонтовой
при секретаре П.В. Алёшиной
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Капитонова С.М. на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 июня 2003 года N 35-оз "О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против кассационной жалобы представителей Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Берзиной В.А. и Дмитриева В.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 30 мая 2003 года принят и 18 июня 2003 года губернатором округа подписан Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 35-оз "О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Закон ХМАО - Югры от 18 июня 2003 года N 35-оз).
Закон официально опубликован в изданиях "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа" от 20 июня 2003 года, N 5, часть I, ст. 625, "Новости Югры" ("Спецвыпуск"), N 69 от 26 июня 2003 года.
Статьей 1.1 указанного Закона установлены виды избирательных систем, которые могут применяться при подготовке и проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования.
В соответствии с пунктами 1 и 2 данной статьи выборы депутатов представительных органов городских округов с численностью избирателей менее 80 тыс. человек, муниципальных районов, городских и сельских поселений могут проводиться по одномандатным избирательным округам по мажоритарной избирательной системе относительного большинства либо по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства и (или) многомандатным избирательным округам по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.
Выборы депутатов представительных органов городских округов с численностью избирателей более 80 тыс. человек проводятся по одномандатным избирательным округам на основании мажоритарной избирательной системы относительного большинства либо по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.
Избирательная система, применяемая в конкретном муниципальном образовании, определяется им самостоятельно на основании настоящего Закона и закрепляется в уставе муниципального образования (пункт 3 статьи 1.1).
Если уставом муниципального образования на день принятия решения о назначении выборов не установлен вид избирательной системы, применяемой в соответствии с настоящей статьей при выборах депутатов представительного органа местного самоуправления, то применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства (пункт 4 статьи 1.1).
Капитонов С.М., житель города ... Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обратился в суд с заявлением о признании недействующими положений пунктов 1 и 2 статьи 1.1 Закона ХМАО - Югры от 18 июня 2003 года N 35-03, ссылаясь на их противоречие требованиям статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статей 6 и 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В обоснование своих требований указывал на то, что оспариваемые правовые нормы нарушают закрепленное федеральным законодательством право органов местного самоуправления самостоятельно определять вид избирательной системы и избирательных округов для данного муниципального образования.
Так, по утверждению заявителя, до принятия оспариваемых норм депутаты представительного органа местного самоуправления города Сургута избирались по 5 многомандатным округам, и он имел возможность избирать пять депутатов, теперь же в силу оспариваемых положений на территории города Сургута должно быть сформировано 25 одномандатных округов, что повлечет дополнительные затраты местного бюджета и сохранит за заявителем возможность избирать только одного депутата представительного органа.
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года в удовлетворении заявления Капитонову С.М. отказано.
В кассационной жалобе Капитонов С.М. ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления отнесено правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных данным Федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
При этом законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.
Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.
С учетом изложенных положений федерального законодательства, субъект Российской Федерации вправе своим законом установить виды избирательных систем, применяемые при проведении муниципальных выборов, а также определить условия их применения для различных муниципальных образований.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые заявителем положения статьи 1.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года N 35-оз приняты по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и в пределах предоставленных им полномочий, является обоснованным.
Правомерно были отвергнуты судом утверждения заявителя о том, что субъект Российской Федерации, устанавливая виды избирательных систем для муниципальных образований, не вправе определять вид избирательных округов, который, по мнению заявителя, устанавливается муниципальной избирательной комиссией при составлении схемы избирательных округов.
В силу части 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ порядок назначения и подготовки муниципальных выборов определяется законом субъекта, при этом согласно подпункту 30 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательный округ - это территория, которая образована (определена) в соответствии с законом.
Таким образом, порядок образования избирательных округов, включая, в частности, вид избирательного округа может быть установлен только законом, и применительно к муниципальным выборам таким законом, помимо федерального, является и закон субъекта Российской Федерации.
Правильность данной правовой позиции подтверждается содержанием пункта 5 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, относящего к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения только организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов.
Под схемой же избирательных округов, составляемой в силу статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ соответствующей избирательной комиссией, понимается схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе.
В схеме избирательных округов муниципальная избирательная комиссия определяет лишь территориальное расположение тех или иных избирательных округов, что полностью соотносится с ее полномочиями по реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением муниципальных выборов (пункт 10 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Доводы кассационной жалобы ссылок на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права не содержат и отмену постановленного судом решения повлечь не могут.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Капитонова С.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Ксенофонтова О.А. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 марта 2011 г. N 69-Г11-3
Текст определения официально опубликован не был