Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 марта 2011 г. N 55-Г11-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б., судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А. установила:
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании постановления Правительства Республики Хакасия от 24 июня 2010 г. N 327 "О порядке предоставления мер социальной поддержки в денежной форме отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) Республики Хакасия" в части противоречащим федеральному законодательству по кассационной жалобе Правительства Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 11 января 2011 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 июня 2010 г. N 327 "О порядке предоставления мер социальной поддержки в денежной форме отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) Республики Хакасия", в редакции постановления от 7 октября 2010 года, опубликованным в бюллетене "Вестник Хакасии" от 6 июля 2010 года N 51, утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки в денежной форме педагогическим работникам, специалистам государственной ветеринарной инспекции Республики Хакасия, работникам государственных республиканских и муниципальных организаций культуры.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня вступления решения в законную силу указанного постановления в части, регулирующей порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, в том числе вышедшим на пенсию.
В обоснование требований указывалось, что в нарушение действующего законодательства названное постановление предусматривает вместо натуральной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в отношении педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности (в том числе вышедшим на пенсию), денежную форму.
Полагал, что оспариваемое в части постановление ограничивает право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, являющееся федеральной мерой социальной поддержки, противоречит абзацу 3 части 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года с последующими изменениями N 3266-1 "Об образовании", региональному законодательству, кроме того, принято с превышением компетенции.
Обжалуемым решением заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим отмене в виду неправильного применения норм материального права.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде, поскольку предусматривает право педагогических работников образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
На основании приведенной нормы суд первой инстанции сделал вывод, что субъекты Российской Федерации не вправе заменять меру социальной поддержки, предоставляемой федеральным законодательством в натуральной форме, денежной компенсацией, им лишь передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги.
Между тем, суд первой инстанции не принял во внимание, что после обращения прокурора в суд с указанными выше требованиями, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 слова "на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" исключены.
Данный закон в ступил в силу 11 января 2011 года.
С учетом внесенных изменений названная норма Закона Российской Федерации "Об образовании", регламентирующая права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки, предусматривает, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из содержания приведенной нормы следует, что с 11 января 2010 года федеральное законодательство предусматривает в качестве меры социальной поддержки именно денежную компенсацию понесенных на оплату жилья и коммунальные услуги расходов.
В связи с изложенным Судебная коллегия находит вывод суда о противоречии оспариваемых положений регионального нормативного акта федеральному законодательству неправильным, а обжалуемое решение незаконным и подлежащим отмене.
Поскольку судом обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены верно, но не применен закон, подлежащий применению, Судебная коллегия полагает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора.
В соответствии с пунктами "е", "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Сравнительный анализ действующей редакции абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и прежней редакции позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель, указав, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации (в ранее действующей редакции речь шла о законодательных актах субъектов Российской Федерации), предусматривает правовое регулирование данного вопроса, как нормативными актами, принимаемыми законодательными органами субъекта, так и подзаконными актами, принимаемыми государственными органами исполнительной власти субъекта.
Согласно статье 1 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 г. N 48 "О Правительстве Республики Хакасия" (с изменениями от 9 июля 2010 г.) Правительство Республики Хакасия является постоянно действующим высшим исполнительным коллегиальным органом государственной власти Республики Хакасия, возглавляемым Председателем Правительства Республики Хакасия.
Правительство Республики Хакасия осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина; обеспечивает исполнение республиканского бюджета Республики Хакасия и готовит отчет о его исполнении, а также отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Республики Хакасия; осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Конституцией Республики Хакасия и законами Республики Хакасия, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти (статья 15 названного Закона Республики Хакасия).
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Хакасия от 22 апреля 2009 года N 24-ЗРХ "О порядке и форме проставления мер социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме устанавливаются Правительством Республики Хакасия.
Приведенные нормы федерального и регионального законодательства свидетельствуют о том, что установление в пределах своей компетенции высшим исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия компенсационного порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (отопления и освещения) педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, в том числе вышедшим на пенсию, не противоречит федеральному законодательству, не нарушает право" указанной категории граждан на получение мер социальной поддержки.
С учетом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Хакасия от 11 января 2011 г. отменить и принять новое решение, которым оставить без удовлетворения заявление прокурора Республики Хакасия о признании недействующим с момента вступления решения в законную силу постановления Правительства Республики Хакасия от 24 июня 2010 г. N 327 "О порядке предоставления мер социальной поддержки в денежной форме отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) Республики Хакасия" в части, регулирующей порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (отопления и освещения) педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности (в том числе вышедшим на пенсию).
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 марта 2011 г. N 55-Г11-4
Текст определения официально опубликован не был