Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2011 г. N 71-Г11-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей Т.И. Ерёменко и Л.А. Калининой,
при секретаре Д.М. Птицыной
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Калининградской области об оспаривании пунктов 18, 19, 20, 21, 22 Временного порядка рассмотрения вопросов и принятия решений об отнесении земель или земельных участков в составе таких земель к категориям, о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую на территории Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 27 октября 2006 года N 793 по кассационному представлению прокурора Калининградской области на решение Калининградского областного суда от 14 января 2011 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя правительства Калининградской области по доверенности А.Л. Готовчика, возражавшего против удовлетворения представления, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, поддержавшей доводы представления прокурора. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительством Калининградской области 27 октября 2006 года принято постановление N 793 "О временном порядке рассмотрения вопросов и принятия решений об отнесении земель или земельных участков в составе таких земель к категориям, о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую на территории Калининградской области", которое подписано Губернатором Калининградской области и вместе с Временным порядком официально опубликовано 10 ноября 2006 года.
Пунктами 19, 20, 21 и 22 Временного порядка определен объем информации, который должен содержаться в ходатайстве о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую или в ходатайстве об отнесении земель или земельных участков в составе таких земель к категориям и установлен перечень документов, прилагаемых к вышеуказанному ходатайству.
Прокурор Калининградской области обратился в Калининградский областной суд с заявлением о признании пунктов 18, 19, 20, 21 и 22 Временного порядка рассмотрения вопросов и принятия решений об отнесении земель или земельных участков в составе таких земель к категориям, о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую на территории Калининградской области, утвержденных названным постановлением, противоречащими федеральному законодательству и недействующими, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что оспариваемые нормы приняты Правительством Калининградской области за пределами предоставленных ему полномочий и противоречат положениям Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В судебном заседании поддержал заявленные суду требования.
Правительство Калининградской области просило суд в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.
Решением Калининградского областного суда от 14 января 2011 года в удовлетворении заявленных прокурором требований отказано.
В кассационном представлении прокурор Калининградской области просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 названного Федерального закона предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что органы государственной власти вправе определить содержание ходатайства заинтересованного лица о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением находящихся в собственности Российской Федерации, а также регламентировать вопросы рассмотрения ходатайств и порядка принятия решений о переводе из одной категории в другую земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, за исключением установленных федеральным законодательством случаев перевода земель или земельных участков в составе таких земель по решению Правительства Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, находящихся в муниципальной и частной собственности (п.п. 1.1 Порядка).
В силу пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов, в то время как содержание ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов специально определены частями 3 и 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ, которые не содержат указаний о праве субъектов Российской Федерации изменять либо дополнять содержащиеся в них положения.
Поскольку субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере земельных отношений лишь в части, не урегулированной федеральными законами.
Так статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В частности, такой Порядок урегулирован Федеральным законом от 21.12.2004 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон), в соответствии с частью 1 статьи 2 которого предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категорий в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Исчерпывающий перечень требований к ходатайству и составу прилагаемых к нему документов о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую установлены соответственно частями 3 и 4 настоящей статьи Федерального закона.
Между тем, перечень документов, содержащийся в пункте 2.4 Порядка, обязанность по представлению которых возложена Порядком в том числе и на заинтересованных лиц, ходатайствующих о переводе земельных участков (не земель) из одной категории в другую, по своему содержанию гораздо шире, нежели содержащийся в части 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что пунктами 18, 19, 20, 21, 22 Временного порядка установлены завышенные требования к лицам, предъявляемые для реализации принадлежащих им прав, что существенно осложняет положения граждан и юридических лиц в осуществлении своих законных прав.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Калининградского областного суда от 14 января 2011 года отменить, постановить новое решение, которым заявление прокурора Калининградской области удовлетворить.
Признать пункты 18, 19, 20, 21, 22 Временного порядка рассмотрения вопросов и принятия решений об отнесении земель или земельных участков в составе таких земель к категориям, о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую на территории Калининградской области, утв. постановлением Правительства Калининградской области от 27 октября 2006 года N 793 недействующими со дня вступления решения в законную силу.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
Л.А. Калинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2011 г. N 71-Г11-13
Текст определения официально опубликован не был