Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 апреля 2011 г. N 41-Г11-24
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Б. Хаменкова,
судей В.П. Меркулова и Е.В. Горчаковой,
при секретаре П.В. Алёшиной
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению участвующего в деле прокурора на решение Ростовского областного суда от 31 января 2011 года, которым прокурору Ростовской области отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части абзаца 14 пункта 6.7 Положения о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения, утвержденного постановлением администрации Ростовской области от 31 декабря 2004 года N 534.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против кассационного представления представителей администрации Ростовской области Сердюковой В.В. и Бугаевской А.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением администрации Ростовской области от 31 декабря 2004 N 534 утверждено Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения.
Постановление официально опубликовано в издании "Наше время", N 18 от 27 января 2005 года.
Указанное выше Положение устанавливает порядок расходования субвенций, предоставляемых из Фонда компенсаций областного бюджета бюджетам муниципальных образований на осуществление полномочий в части предоставления мер социальной поддержки в денежном и (или) натуральном выражении, в том числе, отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, предусмотренных Областным законом от 17 января 2005 года N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области".
Согласно пунктам 2 и 7 части 1 статьи 1 названного выше Областного закона компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится педагогическим работникам государственных областных и муниципальных учреждений образования (в том числе руководителям дошкольных образовательных учреждений), здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры, работающим и проживающим на территориях муниципальных районов в Ростовской области, а также пенсионерам из числа таких лиц, проработавшим в сельской местности не менее 10 лет.
В соответствии с пунктом 6.7 оспариваемого Положения расходование органами социальной защиты населения муниципальных образований или финансовыми органами муниципальных образований субвенций на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, осуществляется в трехдневный срок со дня получения выписки из лицевых счетов органов социальной защиты населения муниципальных образований или финансовых органов муниципальных образований в части предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат на счета:
почтовых и (или) доставочных предприятий - с приложением ведомостей на осуществление выплат;
кредитных организаций (банков) - с приложением в электронном виде или на бумажных носителях списков получателей для зачисления их на лицевые счета граждан.
В соответствии с абзацем 14 пункта 6.7 Положения ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, предоставляются по месту регистрации по месту жительства (по месту пребывания) на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения.
Прокурор Ростовской области обратился в суд с заявлением о признании абзаца 14 пункта 6.7 Положения недействующим в части слов "на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещении", поскольку он предполагает возможность определения размера ежемесячных денежных выплат, причитающихся в качестве меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам и пенсионерам из их числа, в соответствии с долей занимаемой ими общей площади жилого помещения.
В обоснование своих требований указал, что оспариваемые положения противоречат Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и Областному закону Ростовской области от 17 января 2005 года N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области", которыми для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, установлены меры социальной поддержки по оплате занимаемого такими работниками жилья и предоставляемых им коммунальных услуг без какого-либо ограничения, в том числе долей в занимаемом ими жилом помещении.
Решением Ростовского областного суда от 31 января 2011 года в удовлетворении заявленных требований прокурору отказано.
В кассационном представлении участвующий в деле прокурор ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах предоставленных органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий и прав педагогических работников на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг не ограничивает, так как, по мнению суда, названные меры предоставляются только самим педагогическим работниками и пенсионерам из их числа как льготной категории граждан и не распространяются на членов их семей, в связи с чем имеющееся в оспариваемом Положении требование об определении ежемесячной денежной выплаты, причитающейся, в том числе и педагогическим работникам, исходя из доли занимаемой гражданином - льготником общей площади жилого помещения, закону не противоречит.
Между тем, согласиться с данным выводом суда не представляется возможным, поскольку он противоречит федеральному законодательству, регулирующему вопросы социальной поддержки педагогических работников.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения, в том числе размерами приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа.
Выявляя конституционно-правовой смысл указанных норм Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно, в частности, в определении от 2 апреля 2009 года N 553-О-П "По жалобе граждан Капустиной Валентины Максимовны, Своровской Валентины Ивановны и других на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 1 и пунктом 2 части 2 статьи 2 Закона Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" указывал на то, что субъект Российской Федерации не наделяется полномочием снижать объём полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение нормы абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 в новой редакции, осуществленное Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ, в соответствии с которым педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение не ограничивает.
Правильность такой правовой позиции подтверждается статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Более того, содержащееся в оспариваемой норме Положения требование об определении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с долей занимаемой гражданином общей площади жилого помещения в отношении педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа, и пенсионеров из их числа противоречит и областному законодательству, регулирующему вопросы предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан.
Так, в силу статей 1 и 2 Областного закона Ростовской области от 17 января 2005 года N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.
Никаких положений, которые ограничивали бы размер денежной выплаты приходящейся на долю педагогического работника (пенсионера) жилой площадью Областной закон не предусматривает.
При таких обстоятельствах, решение суда является незаконным и подлежит отмене.
Поскольку судом допущена ошибка в применении норм материального права, Судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора.
На основании изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ростовского областного суда от 31 января 2011 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявление прокурора Ростовской области удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления настоящего решения в законную силу абзац 14 пункта 6.7 Положения о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения, утвержденного постановлением администрации Ростовской области от 31 декабря 2004 года N 534, в части слов "на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения" в отношении педагогических работников государственных и муниципальных учреждений образований и пенсионеров из числа указанных выше педагогических работников, проработавших в сельской местности не менее 10 лет.
Председательствующий |
В.Б. Хаменков |
Судьи |
В.П. Меркулов |
|
Е.В. Горчакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 апреля 2011 г. N 41-Г11-24
Текст определения официально опубликован не был